Конструктивизм в интерьере является скорее идеей, чем стилем, он сочетает в себе элементы минимализма, хай-тека, лофта, но больше всего похож на стиль техно. Суть — дизайн через геометрию и функциональность, а не аксессуары и цвета.
Многие не знают, но конструктивизм — советская тема. Именно в СССР он зародился как направление и в архитектуре, и дизайне печатной продукции, и общем подходе к оформлению. Конструктивизм в интерьере появился уже позднее и стал самым концептуальным и аутентичным «советским» стилем.
История конструктивизма
Конструктивизм впервые зародился в 20-е годы В СССР. Изначально стиль предполагался как реформа в архитектуре.
Его назначение.
- Новое направление в строительстве недвижимости.
- Отсутствие искусства ради искусства.
- Придание функциональности каждому метру архитектурного строения.
В конце тридцатых годов конструктивизм из зданий и сооружений постепенно переместился в квартиры граждан. Главная идея — строгие формы, монолитность дизайна и отсутствие вещей, не несущих никакой функциональной пользы.
Всё новое — это веяние прошлых традиций. Существующий почти 100 лет конструктивизм вновь набирает обороты. Сейчас он популярен как никогда.
Новая эстетика
Как всегда, понимание новых задач не стало сразу всеобщим не только в среде проектировщиков, но и среди производителей и потребителей, особенно в сфере товаров бытового потребления. Еще долго выпускалось много мебели в подражание образцам неоклассицизма, необарокко, неорококо и другой эклектики XIX века.
Новая эстетика, предложенная конструктивизмом, воспринималась массовым сознанием как чудаческая, эпатажная, вызванная стремлением художнической молодежи поскорее заявить о себе — по полной аналогии с такими ее исканиями в изобразительном искусстве, как кубизм, экспрессионизм, футуризм, абстракционизм и другие. Этот обывательский консерватизм и стал в начале 1930-х годов в Германии и СССР социальной почвой для политики искоренения конструктивизма и всех иных авангардных художественных исканий.
Помимо неблагоприятной социальной обстановки новое движение испытывало и другие трудности. В области мебельного дизайна важнейшей из них была та, что по-прежнему крайне мало специализированных разработчиков, тем более крупного творческого масштаба. Как и в прежние времена, в первой половине XX века львиная доля мебельных разработок осуществлялась архитекторами, отчасти и мастерами живописи, декоративного и прикладного искусства. То, что идейными вождями оставались архитекторы, определило как сильные, так и слабые стороны практических результатов конструктивизма. Сильной стороной стал, как и в прошлых веках, комплексный, целостный подход к решению предметно-пространственной среды всего города, здания, отдельного помещения. Вследствие этого конструктивизм смог обрести все признаки стиля своей эпохи, хотя и не реализовавшегося на практике. Но его слабой стороной осталась оторванность большинства конкретных разработок от самого мебельного производства, от его текущих технологических и коммерческих проблем.
Черты и особенности стиля
Конструктивизм – настоящий минималистический стиль. Он содержит в себе черты хай-тека, минимализма, модерна.
Отметим главные черты стиля.
- Современность. Конструктивизм в дизайне идеален для молодых людей, любящих комфорт и пространство. В нём нет лишних деталей.
- Монолитность. Все предметы мебели монолитные и максимально простые. Глядя на них, создаётся ощущение тяжёлой и единой конструкции.
- Элементы индустриализации. Конструктивизм предполагает в дизайне интерьера сложные конструкции на стенах и потолке. Это балки, перегородки, арки.
- Нестандартная планировка. Стиль не предусматривает стандартные квартиры с разделением на комнаты. Для конструктивизма характерны большие и просторные помещения интересных форм. Идеальны частные дома, студии и квартиры с перепланировкой.
- Освещение. Предпочтение отдаётся естественному свету. Панорамные окна и открытые лоджии — идеальное решение. Дополнительные источники света располагают на нескольких уровнях.
Декорирование в конструктивном стиле подходит для просторных квартир с минимальным разделением между комнатами. Это основа стиля.
Особенности направления:
- функциональность. Каждая деталь и объект имеют функцию. Стиль не приемлет предметов ради декора. Если объектом нельзя пользоваться, то его не встраивают в интерьер;
- нестандартная геометрия. Трапециевидные планировки, перегородки и большие проёмы – чем больше необычных форм, тем лучше. Выемки в стене и дополнительные конструкции создают ощущение индустриализации;
- строгие линии. Чёткие ровные линии – основа дизайна в конструктивизме. Мягкость и плавность не про этот стиль. Мебель, техника, стены – максимально строгие и ровные;
- лаконичность. Стиль не приемлет доминирующего декора. На стенах, потолке и иных поверхностях отсутствует принт, узоры и иные украшения. Всё однотонное и максимально простое;
- отсутствие лишних деталей. Все поверхности в конструктивном дизайне максимально пустые. На них не располагают лишние предметы. Всё нужное спрятано внутри.
Стиль понравится минималистам. Если хозяин квартиры с лёгкостью расстаётся с ненужными вещами и живёт по принципу «меньше, но лучше» — это идеальный для него вариант. Главное правило — меньше вещей, больше пространства. Если вы один из таких людей, рекомендуем также обратить внимание на стиль минимализм в интерьере.
Этот стиль не для всех. Он подойдёт перфекционистам и ценителям простоты, чистоты и порядка.
Прихожая
В прихожей устанавливают шкаф для хранения вещей и обуви. Открытые полки в нем исключаются, так как это не будет соответствовать правилу «систематизации» при хранении. Стены оклеивают обоями: светлыми в больших прихожих и темными в маленьких. От комода рекомендуют отказаться, как от лишнего интерьерного объекта. Вместо него устанавливают высокое зеркало в пол с простой рамой (возможно яркого цвета, как акцент). Если комод все же присутствует, то выбирают навесную модель, которая добавит в интерьер оригинальные нотки. Скамеечку или два низких табурета для переобувания выбирают контрастных оттенков.
Цветовая гамма
Основная концепция – простота и минимализм. Это правило отражается и в цветовой гамме. За основу берутся два контрастных цвета: светлый и тёмный. Третий дополнительный цвет не должен быть ярким. Он глубокий и приглушённый.
В качестве акцента допустимо использовать ещё один оттенок. Но его общая концентрация в дизайне не должна превышать 20%.
Дополнительный и акцентный цвет используют только в мебели и предметах декора.
Универсальные цветовые сочетания
Основной цвет №1 | Основной цвет №2 | Дополнительный | Акцент |
Чёрный | Белый | Коричневый | Тёмно-синий |
Холодный бежевый | Чёрный | Изумрудный | Голубой |
Серый | Чёрный | Горчичный | Жёлтый |
Конструктивизм – строгий стиль. В его оформлении не используют тёплые тона. База – холодные и глубокие оттенки.
Видео описание
В видео рассказывается о том, как лучше раскрыть философию конструктивизма:
Санузел, как и кухня – высокотехнологичное помещение. Поэтому сюда больше подойдёт встраиваемое оборудование: ванна и душевая обычно объединяются, устанавливается подвесной туалет и биде.
Высокотехнологичное сантехническое помещение Источник pinimg.com
Конструктивизм продолжает быть актуальным. Он очень подходит для оформления малогабаритных квартир, но и просторный коттедж тоже способен выступить в качестве платформы для создания нужной атмосферы. Стиль очень подходит молодым обеспеченным семьям, предпочитающим простые бюджетные решения.
Материалы и отделка
Конструктивный стиль предполагает минимум современной отделки и максимум природных материалов. Это делает ремонт более дорогим.
Для отделки используют:
- натуральное дерево;
- стекло;
- камень.
Чем монолитнее и «грубее» материал, тем лучше он подходит для конструктивизма.
Потолок
Для интерьера в стиле конструктивизм характерны нестандартные потолки, покрашенные белой краской. Правила стиля не предусматривают лепнину и иные декоративные элементы. Натяжные потолки не используют.
Чем «первороднее» потолок, тем больше он вливается в стилевую гармонию. Иногда дизайнеры намеренно оставляют часть потолка без отделки. Серый бетон идеально вписывается в идеологию и концепцию конструктивизма.
Пол
Отделка пола предполагает использование натурального дерева. Но допустимы и материалы, имитирующие его. Подойдёт ламинат, линолеум или плитка. Идеальный вариант — паркет тёмного цвета.
Стены
Оформление стен в конструктивизме основано на дизайне промышленных помещений. Это напоминает стиль лофт. Многие идеи заимствованы именно от него.
Идеи отделки.
- Кирпичная кладка. Лучше некрашеная или красного цвета. Должно создаваться ощущение необработанной стены.
- Краска. Стены окрашиваются намеренно неаккуратно. Допускаются брызги краски и рельеф на поверхности.
- Однотонные обои. Должны быть качественными и плотными. Желательно с шероховатой поверхностью.
- Необработанная стена. Одна или несколько стен могут быть без отделки. Это смело, необычно и стильно. В конструктивизме стены не отделывают декоративной штукатуркой. Для этих целей можно использовать обычную.
Не стоит использовать для оформления стен только обои. Это смотрится скучно и не подходит для конструктивного стиля. Идеальный вариант: 30% стен – обои, остальные — краска или имитация кирпичной кладки.
Стены должны быть простые и без украшений. Узоры, орнаменты, вкрапление золотого или бронзового цвета – недопустимы. Для интересного эффекта подойдёт сочетание глянцевых и матовых поверхностей. Скудность в декоре будет компенсироваться контрастом фактуры.
Кухня
На кухне отдают предпочтение гарнитуру, а не отдельно приобретенным предметам. Его поверхность может быть как матовой, так и глянцевой, и именно здесь пользуются «правом» на акцентный цвет. Гарнитур может быть красным, синим, желтым. Чем активнее оттенок, тем меньше его используют дополнительно в предметах декора. Кухонный фартук оформляют керамической плиткой без рисунков в строгих цветах. Допустимо создание «шахматной» композиции. Пол тоже отделывают плиткой в тон фартуку, но большей по размеру. Квадратный стол не украшают скатертью, а стулья выбирают с жесткими сиденьями без обивки. Окна традиционно лишь слегка занавешивают.
Мебель и предметы декорирования
Мебель, используемая в конструктивизме, простая и функциональная. Главное правило при её выборе — удобство и комфорт.
Мебель, не несущую никакой полезной функции, не используют.
Мягкая мебель
Мягкую мебель выбирают геометрической формы и без лишних деталей. Обивка — плотная и однотонная. Главный критерий при выборе — функциональность.
Например, если это диван, он раскладывается. Шкаф выбирают удобный для хранения. Мебель в стиле конструктивизм ради декора не используют.
Корпусная мебель
Акцент в стиле конструктивизм — это мебель строгих геометрических форм.
Подходящие варианты:
- стеллажи;
- гардеробные;
- тумбочки;
- трюмо;
- туалетный столик;
- комод;
- кровать.
Главная особенность мебели — единый монолитный каркас. Закруглённые, витиеватые и ажурные формы не подходят.
При выборе корпусной мебели стоит ориентироваться на качество. Чем прочнее и толще материал, тем лучше.
Декор
Декор в стиле конструктивизм, используемый в интерьере, не на первом месте. Предпочтение отдаётся функциональности, а не красоте. Внешний лоск и декоративные акценты неуместны для конструктивизма.
Подходящие варианты:
- вазы;
- подсвечники;
- декоративные светильники;
- часы;
- аквариумы.
Картины уместны. Но их должно быть немного. Оптимально 2–3 для одной комнаты. Украшение интерьера достигается за счёт использования контрастного цвета и текстур в мебели и отделке.
Несмотря на скудность в декоре, конструктивизм смотрится интересно и привлекательно. Строгие детали хочется рассматривать. Это достигается за счёт геометрии форм, сложных линий и монолитности объектов.
Для добавления стиля используют правило “50 на 50”. Половина комнаты – конструктивные элементы (балки, перегородки, многоуровневые потолки, сложные конструкции).
Вторая половина – лёгкие и прозрачные материалы. Это стеклянные столы, большие панорамные окна, зеркала и прозрачный декор. Сочетание этих элементов создадут необычный эффект: сложность и простота в одном дизайне.
Коротко о главном
Основные черты конструктивизма в интерьере жилого дома очевидны: пространство остаётся открытым, но оно имеет чёткое зонирование, полностью отсутствует витиеватость, формы простые, лаконичные, во всем главенствует чёткая геометрия.
При отделке стен, изготовлении мебели и подборе аксессуаров используются практичные материалы, каждый предмет имеет строго утилитарное значение.
Чтобы интерьер не выглядел скучным, атмосфера строгости разбавляется яркими цветными постерами или текстилем, крой которого строго повторяет форму оконной рамы.
Оценок 0
Освещение
Освещение — один из основных элементов в конструктивизме. Правильный свет раскрывает геометрию необычных форм.
Для того чтобы осветить предметы интерьера в нужном ракурсе стоит использовать больше горизонтального света. Для этого подойдут диодные ленты, монтированные в стену, светильники, торшеры и напольное освещение.
Свет должен подсвечивать комнату снизу и сбоку. Это создаст красивые тени и контраст в интерьере. Потолочное освещение — базовое. Идеально, если это многоуровневый вариант.
Источникам света уделяется меньше внимания, чем его функциям. Светильники и люстры – максимально простые, без декора и лишних элементов. Подойдут варианты, используемые в стиле лофт. Это светильники и люстры внешне напоминающее уличные. Цвет — тёмный или чёрный.
Как оформить окна?
Поскольку основной задачей является освещение, окна должны быть большими и свободными от потолка до пола. Никогда не используйте массивные шторы, ленты и прочие украшения, так как лучше подойдут жалюзи. Оставьте окна полностью открытыми. В наше время огромную популярность приобрели фасадные, жалюзи и японские экраны в стиле минимализма, которые подойдут и для конструктивизма.
Конструктивизм в разных комнатах
Конструктивизм в разных комнатах не сильно отличается между собой. За основу берётся тот же принцип строгости и монолитности.
Стиль предполагает отсутствие чётких границ между помещениями в квартире. Минимум межкомнатных дверей и максимум арок — деталь, объединяющая квартиру в стилистическое целое.
Гостиная
Рецепт идеальной гостиной в стиле конструктивизм.
- Тёмные стены. Две из них покрашены краской, одна декорирована кирпичной кладкой красного цвета, на другой — однотонные обои или голые стены.
- На пол полутёмный ламинат или паркет. Чем выше класс материала, тем дороже выглядит интерьер.
- Потолок белый двухуровневый.
- Из мебели — только самое необходимое. Большой диван строгих форм (если позволяет площадь, то угловой или четырёхместный). Перед диваном журнальный столик.
- Минимальный набор дополнительной мебели для гостиной: шкаф, открытый стеллаж, тумба под телевизор. Вся мебель должна использоваться по назначению.
- Декор: две картины с абстрактными изображениями, стеклянная ваза на тумбу для телевизора и настенные часы, декорированные под мрамор или натуральный камень.
В гостиную можно добавить прямые и плотные однотонные шторы. Но можно обойтись и без них. Во многих проектах используют полупрозрачную тюль. Это делают для обилия естественного света в комнате. Кстати про шторы в гостиную у нас есть подробный материал, рекомендуем.
Кухня
Кухня в конструктивизме – это простота и лаконичность.
- Кухонный гарнитур без ручек. Дверки открываются при помощи нажимного механизма. Поверхность глянцевая или матовая. Предпочтение отдаётся первому варианту.
- Стол стеклянный. На нём минимум декоративных элементов. Подойдёт салфетница, графин для воды или ваза для цветов.
- Фартук глянцевый или имитирующей камень. Столешница под мрамор.
- Стулья простые металлические.
Стены на кухне светлого оттенка. Мебель, наоборот, выбирают тёмную. Акцентные цвета используют в декоре.
Спальня
Акцент в спальне в стиле конструктивизм – это большая деревянная кровать. Изголовье выбирают без элементов декора. Идеально подходит монолитное дерево.
Над кроватью допустимо разместить картину. По бокам кровати — два небольших прикроватных коврика. Рядом прикроватные тумбы с выдвижными ящиками без ручек.
Вся дополнительная мебель для спальни подбирается при необходимости. Оптимальный набор — комод, туалетный столик и шкаф для одежды.
Стены окрашивают в светлый тон. Тёмные цвета — в мебели и на полу. Акцентный цвет используют в текстиле.
Интерьер, обустроенный в стиле конструктивизм — это свобода и строгость. В нём много воздуха и пространства. Приправленный современными направлениями, он рождает новый и уникальный рецепт стилевого движения.
Зона комфорта. Конструктивизм
Гостиная
Гостиная используется для коллективного отдыха и приема «посетителей». В этой комнате устанавливают шкаф, диван, пару кресел и журнальный столик. Белый пол покрывают квадратным ковриком бежевого цвета, который условно обозначает центр комнаты. От этой точки и отталкиваются при создании интерьерной композиции. Вокруг ковра обустраивают зону для отдыха: один угловой диван или два симметричных друг напротив друга. Между ними журнальный столик, а рядом дополнительные кресла, на случай большого количества гостей. Стену с окном оставляют открытой без мебели, чтобы ничто не мешало свету попадать в комнату. Напротив зоны отдыха вешают плоский телевизор, которому уже не нужны подставки. У противоположной стены устанавливают шкаф с закрытыми полками.
Искусство должно трудиться
Праздное искусство отвергается конструктивистами, на смену ему приходит новое — пролетарское, готовое трудиться во благо советского человека и обеспечить его всем необходимым. Идеологи конструктивизма призывали художников создавать полезные вещи и мечтали о благоустроенном мире, в котором каждый человек сможет ими пользоваться.
Внешний облик конструктивистких зданий отличается строгостью, монолитностью и простотой форм. Как и функционализм Ле Корбюзье конструктивизм отрицал традиционную декоративность классической архитектуры, экономил материалы, хотел сделать жилье доступным. В интерьерах тоже стремились обнажить конструкцию, соскрести буржуазный налёт и создать новым эргономичный быт из универсальных и простых в изготовлении предметов.
Несмотря на явное родство с функционализмом, параллельно развивавшимся в Европе и Америке, конструктивизм считается самобытным советским направлением в искусстве и архитектуре.
«Дом советов» в Нижегородском кремле
Новое искусство искало новые формы. Если функционализм выступал за радикальную утилитарность, то конструктивизм был не чужд экспрессии. Если функционалисты полностью отвергали понятие эстетики, конструктивисты его переосмысливали, они добивались выразительности без декора, за счёт динамики самих конструкций. Конструктивисты не были чужды эффектности и гигантизму. Конструктивисткие здания поражали своими креативными формами, стремились к бесшовности и монолитности. С точки зрение всё тех же функционалистов такой подход был уж слишком декоративным. Так что новое советское искусство, хоть и стремилось к утилитарности, всё же оставалось искусством.
В середине 30-х годов конструктивизм, в связи с изменением политической ситуации, подвергся серьезной критике. Ирония заключалась в том, что конструктивизм, призванный бороться с буржуазными пережитками, сам стал считаться буржуазным и впал в немилость. Началась эпоха постконструктивизма и высокомерного сталинского ампира.