Главная Статьи Мебель в Сталинском стиле
Сталинский ампир — это уникальное интерьерное направление, образовавшееся на территории СССР в период правления всем известного политического лидера И.В. Сталина. Оно не являлось каким-то новым революционным открытием, а просто объединило элементы классики, барокко, а также немного деталей ар-деко. Мебель в сталинском стиле соответственно также сочетала в себе их характерные традиции, выраженные в величии, роскоши и монументальности. На протяжении многих лет она является актуальной и модной, так как в целом интерьер, украшенный такими предметами, получается очень уютным, гармоничным и при этом величественным.
В классической квартире в сталинском стиле обычно было до пяти просторных комнат с высокими потолками и большими окнами. Дизайн апартаментов отличался наличием лепнины, потолочных карнизов и полов с раскладкой «елочка». В таком помещении часто можно было встретить красные ковры, тяжелые шторы на подхватах, хрустальные люстры с розетками и высокие напольные часы.
История стиля
Данный стиль зародился в СССР середины 30-х годов XX века. Изначально ампир – помпезное, величественное архитектурное направление, возникшее во Франции времен Наполеона Первого. В 30-х годах двадцатого века такие роскошные, монументальные здания начали строиться и в Советском Союзе, когда страной стал управлять И. В. Сталин. В 50-х годах такую архитектуру резко начали критиковать, считая непозволительным для советского человека излишеством, а после смерти Сталина все начатые проекты резко упростили, по максимуму исключив декор, кое-где резко уменьшив общую площадь, высоту потолков. Многокомнатные квартиры в большинстве своем были отданы под «коммуналки», в которых проживало одновременно несколько семей, пользуясь общей кухней и санузлом.
Характерные черты стиля
Стандартная квартира-«сталинка» состоит из трех-пяти, реже двух или шести-семи отдельных комнат, кухни, площадью семь-пятнадцать метров квадратных, огромной гостиной, просторной прихожей. Однокомнатные строились крайне редко, а в «трешках» две комнаты иногда были смежными. Все помещения имеют потолки, высотой более трех метров, вытянутые по вертикали окна, выходящие на одну-две стороны, кое-где есть эркеры. Обычно такое жилье располагается в «историческом» центре крупного города – вид из окон открывается соответствующий.
Квартирный дизайн времен Сталина соединил в себе отдельные черты барокко и наполеоновского ампира, неоготики и арт-деко, классицизма и современности. Толстые стены домов данной эпохи выполнялись из красного или белого кирпича, других негорючих материалов, а сами здания имели не менее двух этажей, обилие лепнины, настоящие колонны. Двери здесь также довольно высокие, часто – двустворчатые, стены украшены профильными карнизами, а широкие «парадные» лестницы – ковровыми дорожками.
По-другому «сталинки» назывались «полнометражными квартирами» или «полногабаритными в домах 50-х годов». Роскошно и масштабно оформлялись не только жилые дома, но и театры, ведомственные постройки, станции метро, спортивные сооружения, университеты. Здания городов группировались в целые ансамбли, тогдашние архитекторы старались использовать все достижения строительства, изобразительного искусства. Повсеместно действовал принцип – «чем больше, тем лучше», гигантомания и оптимизм.
Спальня и детская комната
Для обустройства спален использовался стандартный набор мебели:
- Большая двуспальная кровать;
- Прикроватные тумбочки по обе стороны ложа;
- Небольшие светильники для чтения перед сном;
- Трельяж с функцией туалетного столика;
- Платяной шкаф;
- Большой комод из натурального дерева.
Особенностью сталинских квартир было обилие встроенных антресолей и шкафов, разбросанных по всей квартире. Часто в планировку включали проходные комнаты, иногда предусматривали отдельные входы в ванную. Убранству детских особого значения не придавали. Обстановка состояла из шкафчиков и кроватей отечественного производства.
В качестве аксессуаров использовали старинные часы с ударным механизмом, гипсовые статуэтки, подсвечники, картины, вазы и столовое серебро.
Особенности цветовой палитры
Расцветка интерьеров первой половины XX века весьма скромна, практически лишена ярких красок. Меблировка выбирается преимущественно темная, стены – пастельных оттенков, ковры – красно-коричневые, двери между комнатами – белые, имеющие разноцветное остекление.
Наиболее подходящие цветовые сочетания:
- льняной с махагоневым;
- агатово-серый с терракотовым;
- болотный с древесно-оранжевым;
- антично-лазурный с бежево-красным;
- лавандовый с темно-латунным;
- бледно-золотой с шоколадно-коричневым;
- голубовато-зеленый с бобровым;
- защитно-голубой со светло-каштановым;
- горчичный с железно-серым;
- изумрудный с кирпичным;
- буро-оранжевый с хаки;
- коралловый со сливочным;
- кремово-желтый с фиолетово-черным;
- одуванчиковый с опалово-зеленым;
- охристый с серебристо-розовым.
Даже монохромный интерьер допускает наличие ярких цветовых акцентов – занавесок, подушек, ковров, картин на стенах.
Цветовое решение дизайна интерьера
- Белый цвет является преимущественным в стиле ампира. Роль его заключается в создании нарядной праздничной обстановки. Белым цветом оформляют потолки и пол, с дополнением различных узоров. Шторы на окнах также присутствуют белые, как правило, для парадных комнат.
- Темно — красный цвет, вишнёвый, винно — красный также используются в ампире. Зачастую такие цвета присутствуют в предметах мебели, ковровых покрытиях, гардинах. Цвет символизирует элегантность, высокий статус и величие хозяина дома.
- Цвет золота присутствует в интерьере во многом количестве, сочетается практически со всеми дополнительными оттенками. Чаще всего он используется сочетаясь с белым, при оформлении узоров на стенах, зеркальных рам, также могут присутствовать позолоченные аксессуары в большом количестве. Это подчёркивает богатство, а также власть хозяина.
- Холодный синий цвет практически всегда сочетается с позолотой, такой тандем использовали для будуаров, а также комнат для приёма гостей.
- Слоновая кость используется для спальных комнат, предметов мебели и декора.
Какие материалы использовать при отделке комнат
Отделочные материалы применяются исключительно натуральные:
- камень – преимущественно гранит, мрамор;
- дерево – дуб, сосна, ель, вишня, граб, орех, карельская береза и др.;
- металлы – бронза, латунь, сталь, серебро и др.;
- хрусталь;
- керамика;
- гипс.
Полы обычно выкладываются паркетом, располагаемым «елочкой», но не общие на всю квартиру, а для каждой комнаты отдельно. Стены декорируются лепными панно, полуколоннами, гипсовыми кронштейнами, кессонами, угловыми деталями, фактурными нишами и др. На потолке в обязательном порядке имеется лепная розетка под люстру, такие же замысловатые потолочные карнизы, другие подобные украшения. Двери выполняются из дерева, фанеры, имеют филенки, ручки, выкрашенные золотой краской, наличники с объемной резьбой. По цвету они совпадают с напольным покрытием или окрашиваются белой масляной краской.
Полы в санузле, кухне выкладываются керамической плиткой, реже – натуральным камнем, преимущественно красно-коричневых расцветок, а стены – светлым кафелем, обильно украшенным растительными орнаментами, допускается узкий контрастный бордюр.
Варианты отделки
Стоит строго следовать определенным правилам при отделке. Будь то загородный особняк или интерьер в квартире, городской дом, коттедж – главные рекомендации по дизайну будут одними и теми же. Предпочтение следует отдать натуральным материалам. Требования к качеству действительно высоки. Здесь будет неуместна межкомнатная дверь из массива сосны, а вот дубовая, украшенная резьбой, вполне соответствует имперским тенденциям. Помимо ценных пород древесины, в стиле ампир приветствуется использование мрамора, травертина, других видов натурального камня. В отделке выступающих элементов широко применяют позолоту, бронзу, серебро, хрусталь.
Стен
Классическим вариантом обивки стен для стиля ампир считается использование роскошных тканей — парчи, шелка. Современные тенденции предлагают более доступные решения. Текстильные или текстурированные обои, имитирующие переплетение нитей, гармонично впишутся в дизайн.
Добиться достоверной передачи стиля ампир в интерьере можно, используя следующие приемы.
Тщательно оштукатурить стены, затем покрыть матовой краской. Подходящие оттенки — белый, бежевый, песочный, оливковый, нежно-персиковый. Выделить выступающими элементами отдельные зоны на поверхности стен
Важно соблюдать принципы симметрии. Для зонирования подойдут накладные полуколонны, лепнина. Задекорировать каждую зону при помощи настенной росписи или трафаретов. Разместить зеркала, зрительно расширяющие пространство. Все выступающие элементы окрасить золотым цветом
Лепнина, бордюры, обрамления должны быть утонченными и изысканными.
Поверхности стен в стиле ампир можно украсить живописными полотнами в резных, богато декорированных рамах. Допустимо и использование фотографий — парадных портретов в духе эпохи, стилизованных под старину. Можно напечатать их на гобеленах, чтобы избавиться от чрезмерной современности дизайнерского решения.
Пола
Напольные покрытия в интерьере стиля ампир не принято целиком прятать под коврами. Они сами представляют большую ценность, являются законченным произведением искусства. Чаще всего пол декорируется дорогим паркетом со сложным мозаичным рисунком. Также уместными считаются плитка из натурального камня и мрамор. При создании полов в стиле ампир следует избегать однотонности в декоре. В таких интерьерах применяется художественный паркет, позволяющий формировать сложный орнамент на поверхности.
Потолка
Отделка потолка в стиле ампир предполагает лаконичность и строгость в выборе цветовой гаммы. Чаще всего применяется традиционное окрашивание в белых тонах, оттенках слоновой кости. Ампир требует большой площади потолочных перекрытий, высоты стен. В отделке традиционно применяют следующие приемы:
- окрашивание матовыми составами;
- нанесение накладной лепнины;
- зонирование с выделением центральной области;
- использование крупных люстр и других осветительных приборов;
- многоярусность.
Потолок в стиле ампир является одной из основ стиля, определяет парадность и торжественность обстановки. Его принято украшать богато и помпезно, добавляя розетки и другие архитектурные детали.
Выбор мебели
Меблировка подбирается роскошная, добротная, массивная, преимущественно из натуральной древесины (дуба, ореха, палисандра) и металла. Она часто лакируется, украшается объемной резьбой, мозаикой. Это горки с резными «коронами», серванты выпуклой формы, круглые или овальные обеденные столы, кожаные кресла и диваны с высокими спинками, тяжелые деревянные стулья с точеными ножками, кровати с шариками или пиками по углам. Резьба по дереву здесь приветствуется как в виде сложных сюжетных барельефов, так и простой «геометрички». Допустимы накладные прорезные элементы из древесины ценных пород. Кроме натуральной или искусственной кожи, в качестве обивочного материала используются различные ткани – однотонные или с растительными орнаментами.
Мебель в стиле сталинский ампир: столы, стулья, книжные шкафы
Мебель, как правило, была из темных пород дерева – ореха или дуба. Роскошно смотрелись предметы мебели из красного дерева. Стол в стиле сталинского ампира часто был лакированным, обычно он украшался хрустальными вазами, которые одновременно выполняли и декоративную, и практичную функции.
В комнатах устанавливались высокие книжные шкафы, как правило, со стеклянными дверцами. Напольные часы из темного дерева – еще одна деталь, характерная для сталинского ампира. Журнальный столик мог быть в каждой комнате, но не из металла или стекла, как в наше время, а из дерева, при этом ножки его часто щедро были декорированы резьбой. Стены преимущественно оформлялись в светлых пастельных цветах.
В столовой устанавливался круглый стол, а вокруг него – массивные стулья.
Чтобы придать интерьеру атмосферы уюта, использовались белые скатерти, массивные шторы, статуэтки, подсвечники, хрустальные вазы. Серванты украшались качественной посудой, часто из светлого фарфора. Придать помещению ампирного стиля можно и с помощью столового серебра.
Освещение
Основной осветительный прибор данной эпохи – роскошная хрустальная люстра, располагаемая посредине потолка. Позднее подобные конструкции выполнялись из пластика, что значительно сказывалось на внешнем виде, долговечности прибора. Отдельные зоны освещались напольными торшерами, зачастую имеющими текстильные плафоны, украшенные цветочными орнаментами и бахромой. Настенные бра, обычно стилизуемые под факелы, крепились на бронзовых фигурных кронштейнах над кухонным столом, кроватью. Рабочее место подсвечивалось настольной лампой с зеленоватым абажуром, на гибком основании. В детской кроме основного света имелись небольшие ночники, включаемые в розетку, с оформлением из камня или пластика. В современном времени оформление дополняется светодиодной подсветкой, которая при грамотном подходе совсем не нарушит основную стилистику.
Выбор текстиля для оформления окон
Оконные драпировки выбираются плотные, тяжелые, создающие торжественную атмосферу. Они имеют несколько слоев, большое количество складок, бахрому, кисти. В спальне предпочтительны шторы-блэкаут, защищающие спящего от утреннего солнечного света, в кухне – более короткие, светлые. Дверные проемы декорируются такими же занавесками, что и окна, подвязываются золотистыми шнурами-подхватами. Ткани предпочтительны натуральные, однотонные, спокойных расцветок или резко контрастирующие с колером стен. Желательно, чтобы гардины сочетались по цвету с покрывалами, коврами, прочим комнатным текстилем.
При наличии нескольких окон на одной стене, их декорируют одной общей шторой, перекрывающей практически всю стенку полностью.
Примеры дизайна комнат
Общая площадь сталинской двухкомнатной квартиры – около 30 метров, четырехкомнатной – примерно 60 метров, семикомнатной – до 160 «квадратов». Чем больше было комнат, тем более просторной делалась каждая из них.
Какие помещения имелись:
- кухня;
- одна или несколько спален;
- кабинет;
- гостиная;
- ванная или душ;
- уборная;
- холл;
- кладовка.
Гардеробных комнат в те времена не было – одежда хранилась во встроенных шкафах, кладовках. Для детских спален специальной мебели, за исключением кроватки-колыбели, вообще не существовало – для этих целей выбирались самые маленькие помещения, где ставили кроватку, простенький шкафчик, столик со стулом, ящик с игрушками, вешали книжную полку.
Квартиры эпохи сталинизма изобилуют высокими встроенными шкафами, в которых размещается большая часть вещей, потому в комнатах много места остается для книг и декоративных элементов.
Гостиная
Площадь сталинской гостиной от 16 до 30 квадратных метров. Потолки, частично стены обильно украшены лепниной, посредине – многоярусная люстра из хрусталя. Вдоль одной из стен – шкаф-стенка, в котором обязательно имеется много толстых книг с аккуратными «корешками», а в застекленных секциях – красивая керамическая посуда, чайный сервиз на шесть-двенадцать персон, множество фарфоровых статуэток.
Основное украшение гостиной – телевизор, он размещается на подставке с четырьмя ножками-конусами или настенной консоли, украшенной лепниной. В центре одной из стен располагаются напольные или подвесные часы с боем, обильно украшенные резьбой, на нескольких других – картины в духе грубоватого «советского реализма», оформленные тяжелыми рамами. В обязательном порядке здесь располагается диван, покрытый роскошной драпировкой, дополненный парой кресел, резным туалетным столиком. Все элементы меблировки объединяются узорчатым ковром, занимающим большую часть комнаты. Допустимы также фотообои, изображающие городской пейзаж середины двадцатого века.
По возможности, следует соблюдать принципы симметрии относительно композиционного центра помещения – камина, телевизора, дивана, картины и др.
Кухня
Кухня времен сталинского ампира имеет площадь от 7 до 15 метров. Кухонный гарнитур как таковой обычно отсутствует, имеется лишь не особо вместительный шкаф-сервант с посудой, столовым бельем, невысокий округлый холодильник. Рабочая столешница выполняется из природного камня или дуба, под ней размещаются ящички, секции для столового серебра, различной кухонной утвари. Немногочисленная бытовая техника размещается на любых горизонтальных поверхностях. Столовая зона оформляется обеденным столом, застеленным скатертью с бахромой, стулья также драпируются съемными чехлами. На видных местах располагаются хрустальные вазочки для фруктов, горшечные лиственные растения, тяжелые металлические канделябры.
Спальня
Средняя площадь любой из спален – около девяти метров. Односпальная или двуспальная кровать располагается по центру одной из стен, изголовье оформляется лепными молдингами, рядом с ней – одна-две тумбочки или резной туалетный столик с подзором в цвет занавесок. Полочки над кроватью украшаются черно-белыми фотографиями в деревянных рамках, небольшими статуэтками из меди или бронзы. Здесь же размещается небольшой глянцевый двухдверный шкаф, в то время запираемый на ключ, реже – кованый сундук, для хранения белья, различного «скарба». Бежево-коричневые обои в полоску или с растительными орнаментами дополнят выбранную стилистику. Обязательно следует постелить на пол ковер, по желанию его дополняют настенным.
Если помещение кажется тесноватым, напротив окна располагают большое зеркало, которое, отражая свет из окна, значительно расширяет пространство.
Кабинет-библиотека
Считалось, что в СССР читали все, потому книг в каждой семье было много. Рабочий кабинет с письменным столом обычно совмещался с библиотекой, представлявшей собой стеллажи из массива древесины до самого потолка. Порой они скрывали поверхности всех стен, а чтобы достать нужную книгу с самой верхней полки, приходилось использовать стремянку или специальную деревянную подставку с двумя-тремя ступеньками, ведь высота потолка зачастую составляла около четырех метров.
В современном варианте книг может быть немного меньше, а письменный стол заменяется компьютерным. На открытых полках располагают гипсовые или бронзовые статуэтки, стилизованные под ту эпоху. На стену вешают карту Советского Союза, красный флаг или изображение герба.
Прихожая
Данное помещение оформляется не менее роскошно, чем все прочие. На полу – паркет-елочка или настоящий мрамор, на стенах – темные узорчатые обои, сочетаемые с деревянными панелями, на потолке – лепнина и светильник-шар. Из мебели здесь уместен резной трельяж, деревянная настенная или металлическая напольная вешалка, небольшая кушетка, совмещенная с полочкой для установки домашнего телефона. Ковровая дорожка также придется «в тему».
Основные черты и особенности
В переводе с французского ампир обозначает «империя», поэтому всё, что относится к этому стилю (декор, обстановка и даже самая мелкая деталь) должно демонстрировать величие и роскошь королевских династий.
Настоящий имперский стиль требует широты и размаха – огромных помещений, окон во всю стену, высоких потолков и распашных дверей. Пафосная обстановка и монументальный декор будет неуместным в стандартной квартире.
К характерным чертам ампира относят:
- симметричность – для украшения интерьера используют парные детали и повторяющиеся узоры;
- масштабность – все предметы отделки и мебель массивные и крупные;
- роскошь – дорогие отделочные материалы, ткани и драгоценные металлы;
- торжественность – все помещения в стиле ампир как будто ждут приезда высоких гостей;
- чёткая планировка – все предметы занимают своё место, и перестановка хотя бы одного из них нарушает всю композицию;
- центрическая расстановка мебели от центра, в качестве которого используется роспись или лепнина в центре потолка, или узор на полу;
- военная тематика – щиты, флаги, гербы, клинки и доспехи;
- геометрические орнаменты (овалы, ромбы), а также пчёлы и лебеди. Пчела – символ Наполеона, а лебедь – императрицы Жозефины;
- обилие декора из Древнего Рима – колонны, барельефы, пилястры, портики, памятники, роспись и лепнина с символами победы;
- огромные зеркала;
- живописные полотна больших размеров.
Помещения в этом стиле имеют торжественный и официальный вид, поэтому в современных реалиях ампир используют для оформления интерьеров официальных учреждений и кабинетов высокопоставленных лиц.
Символика стиля Ампир: лебедь и пчела
Спальня Жозефины, декорированная фигурой лебедя
Элементы сталинского декора, аксессуары
Декоративные элементы сталинского ампира весьма своеобразны – пятиконечные звезды, серп и молот, изображения колосьев пшеницы, перевязанных лентой, лавровых венков. Это объемные гипсовые или резные панно, изображающие простых рабочих людей, с упоением трудящихся на благо великой страны. На полках, столах, других видных местах располагаются бронзовые, деревянные, фарфоровые статуэтки или скульптурные группы идеологической направленности. Также встречаются барельефы со львами, а также инкрустации с картинами общественно значимых событий.