Сталинская архитектура
(
сталинский ампир
,
сталинский неоренессанс
) также называемая социалистическим классицизмом – стиль архитектуры, утвердившийся в СССР с 1930-х годов и господствовавший в советской архитектуре до 1955 года. Масштаб сталинской архитектуры, как правило, ограничен городскими общественными и жилыми зданиями хорошего и среднего качества, за исключением массового жилищного строительства, а также к ней относятся отдельные проекты в области инфраструктуры. Является одним из маркеров эпохи советского ампира.
История[править]
Предпосылки формирования[править]
До 1930-х годов в советской архитектуре господствовал стиль конструктивизма, который отличался утилитарностью, монолитностью и некоторой аскетичностью. Однако, с 1932 года, с объявлением конкурса на лучший проект Дворца Советов, ситуация изменилась, а стиль конструктивизма уже не отвечал задаче показать победу социализма. Не без участия И.В. Сталина были сформулированы новые принципы советской архитектуры: «Не предрешая определенного стиля, Совет строительства считает, что поиски должны быть направлены к использованию как новых, так и лучших приемов классической архитектуры, одновременно опираясь на достижения современной архитектурно-строительной техники». В частности, так зародился и стиль постконструктивизма
, который стал переходным между конструктивизмом и сталинским ампиром.
Развитие[править]
С 1933 по 1936 годы развивался стиль постконструктивизма, который был переходным между конструктивизмом и сталинским ампиром. Несмотря на то, что данный стиль сохранял некоторые особенности конструктивизма, он отличался гораздо большей монументальностью. Примером постконструктивистского стиля можно назвать здание Военной академии имени Фрунзе, построенное в 1932-1937 годах. Кроме этого, в стиле постконструктивизма были построены некоторые станции московского метро. Особенностью стало то, что архитекторы стремились преодолеть излишний аскетизм эпохи конструктивизма. Затем, советская архитектура окончательно переходит к сталинскому ампиру. С 1935 года, когда был принят генеральный план реконструкции Москвы, архитектура становилась еще более монументальной. Однако, в годы Великой Отечественной войны строительство было фактически приостановлено. И новое развитие советской архитектуры продолжается уже в послевоенные годы. В те же годы, сталинский ампир проникает в Восточную Европу и Китай. Одним из примеров послевоенной сталинской архитектуры становятся семь сталинских высоток в Москве.
Конец эпохи[править]
В 1955 году, уже после смерти Сталина было объявлено о борьбе с «архитектурными излишествами», суть которой была в избавлении от примет прежнего сталинского ампира и переходе к новому, более аскетичному индустриальному строительству, которое фактически стало повторением конструктивизма.
Особенности цветовой палитры
Расцветка интерьеров первой половины XX века весьма скромна, практически лишена ярких красок. Меблировка выбирается преимущественно темная, стены – пастельных оттенков, ковры – красно-коричневые, двери между комнатами – белые, имеющие разноцветное остекление.
Наиболее подходящие цветовые сочетания:
- льняной с махагоневым;
- агатово-серый с терракотовым;
- болотный с древесно-оранжевым;
- антично-лазурный с бежево-красным;
- лавандовый с темно-латунным;
- бледно-золотой с шоколадно-коричневым;
- голубовато-зеленый с бобровым;
- защитно-голубой со светло-каштановым;
- горчичный с железно-серым;
- изумрудный с кирпичным;
- буро-оранжевый с хаки;
- коралловый со сливочным;
- кремово-желтый с фиолетово-черным;
- одуванчиковый с опалово-зеленым;
- охристый с серебристо-розовым.
Особенности[править]
Сталинская архитектура предполагала комплексный подход к застройке с планированием рекреационных зон, транспортной инфраструктуры, магазинов и комбинатов бытового обслуживания на основе социалистической урбанистики. То есть, города перестраивали и строили по общему проекту планировки. Кроме этого, она включала в себя стилизацию под эпоху Наполеона, поздний классицизм или ампир: жёлтая штукатурка на внешних стенах, белые колонны, белая лепнина с обилием советской символики. В декоре использовались элементы барокко. Интерьер предполагал использование мрамора, украшений из бронзовых лавровых венков с советской символикой, бронзовых светильников, стилизованных под факелы. После Великой Отечественной Войны при строительстве зданий сталинской архитектуры перестали использоваться деревянные перегородки и потолки. Ещё одной особенностью архитектуры являлось отсутствие расчётов на массовое строительство.
Дизайн квартир в стиле сталинский ампир
В начале XIX века были выдержаны практически все квартиры в стиле сталинского ампира, иметь в своем доме такой интерьер желали все без исключения. Это были действительно хорошие квартиры с удачными планировками и просторными комнатами. В квартирах, расположенных в сталинских высотках, было по 4–5 больших комнат. Такие квартиры имели высокие окна, оформленные в виде эркера.
Интерьер в стиле сталинского ампира при отделке помещений отличался использованием таких декоративных элементов, как:
- лепнина на потолке;
- выкладка паркета в виде елочки;
- наличие розеток для люстр.
В квартирах, оформленных согласно этому направлению, для отделки полов в каждой комнате мог использоваться свой вид паркета. На полы укладывались ковры, предпочтение отдавалось изделиям красного цвета, ведь они подчеркивали богатство и роскошь интерьера.
Межкомнатные двери в сталинских высотках были белого цвета, обязательно с остеклением. Нередко остекление было выполнено в виде мозаики.
Дизайн в стиле сталинского ампира предполагал использование дорогих хрустальных люстр и бра.
Примеры[править]
- Сталинские высотки. Строили долго и с трудом, заканчивали уже после Сталина. Собственно: Из построенного: Здание Московского государственного университета.
- Здание Министерства иностранных дел.
- Гостиница «Украина» Radisson Royal Hotel Moscow. Достраивалась уже при Хрущёве. Из-за того, что в 1955 г. был принят декрет «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», в нижней части эта гостиница, по мнению знакомого автора правки, «похожа на большую хрущёвку».
- Гостиница «Ленинградская». Также достраивалась при Хрущёве, а через год после завершения строительства, в 1955, двое архитекторов этого здания были лишены звания лауреатов Сталинской премии, а одного из них, вдобавок, сняли с должности архитектора. Ныне, по иронии судьбы, входит в гостиничную сеть американских капиталистов.
- Жилой дом на Котельнической набережной.
- Жилой дом на Кудринской площади.
- Административно-жилое здание на станции метро «Красные Ворота».
- Административное здание в Зарядье. Не было достроено из-за смерти Сталина. Однако, был сделан стилобат, на базе которого была построена гостиница «Россия».
центр такой. Ну, не такой высокоэтажный конечно, но общее впечатление… «Этот город похож на покинутый стадион, когда на него все еще приходят безумные старики. Им все кажется, что вот-вот начнется футбольный матч. А пристань здесь сделана для великанов. Она такая, будто к ней должны были все время приставать корабли и с них на берег должны были сходить великаны.»
Гостиница “Украина”
Следующая высотка — это уже не жилой дом, а гостиница. Ее строительство было закончено в 1957 году. Дом стал вторым по высоте (34 этажа, 206 метров). Именно от неё начинается открытый тогда же, в 1957 году, Кутузовский проспект, вокруг которого впоследствии сформировался один из самых престижных районов Москвы. Название гостинице дал Хрущев, который распорядился переделать два боковых корпуса под квартиры, которых в итоге получилось почти 250. Известные жильцы: режиссёр Сергей Герасимов и писатель Анатолий Рыбаков. Подъезды выглядят очень обычно.
Гостиница же поражает своей роскошью. В 2010 году ее реконструировали и передали под управление известной международной компании “Рэдиссон”. Теперь ее официальное название “Рэдиссон Ройал, Москва”. Роскошь здесь чувствуется в каждом сантиметре пространства.
Потолок украшает плафон диаметром в 10 метров под названием “Праздник труда и урожая на хлебосольной Украине”.
Коллекция произведений искусства, оставшаяся здесь с советских времён, впечатляет: одних картин в ней 1200. Например, в отеле можно увидеть известную диораму “Москва — столица СССР”, созданная к Нью-Йоркской выставке 1977 года.
Минимальная стоимость ночи в “Рэдиссон Ройял” составляет 8 тысяч рублей, а самый дорогой из 497 номеров, президентский люкс площадью 370 квадратных метров, обойдётся почти в 339 тысяч
Не было бы счастья…
В первые послереволюционные годы на фоне гражданской войны, интервенции, голода, разрухи и террора, по большому счету, было не до лепнины. В той обстановке речь, по большому счету, не шла не только о декорировании зданий, но даже об их возведении. Гораздо важнее было хоть как-то восстановить, отремонтировать, реконструировать разрушенные дома, предприятия, сооружения. Сказывалось отсутствие высококвалифицированных кадров, денежных средств, даже элементарных строительных материалов. Хватало только революционного энтузиазма, но его вместо лепнины на фасады не поместишь. В архитектуре, вернее – в строительстве, полностью господствовали конструктивизм, рационализм, функционализм.
Положение резко поменялось к началу 30-х годов двадцатого столетия. Советскому Союзу удалось достичь заметных успехов в развитии экономики и превратиться в одно из мощнейших государств мира. На фоне интенсивной индустриализации, свёртывания НЭПа, становления культа личности Сталина резко усиливается воздействие власти на все сферы жизни общества.
Тоталитарное государство порождает тоталитарную архитектуру. Власть объявляет идеологически опасными все новаторские течения в архитектуре и искусстве и навязывает художникам конкретные требования к их творчеству. Происходит полный возврат к традиционализму. Многие считают этот период настоящим кризисом российской архитектуры.
Как ни странно, во время этого кризиса для лепного декора наступают благословенные времена. Советский Союз быстро и успешно приобретал имперские амбиции, искал способы выразить своё величие и заодно показать, как счастливо и радостно живется гражданам под мудрым руководством коммунистической партии и Иосифа Виссарионовича Сталина лично. Архитектуре в решении этой задачи отводилась весомая роль. В результате появилась так называемая сталинская архитектура — направление в архитектуре, подразумевающая под собой смещение нескольких архитектурных стилей, объединённых общими чертами – классицизма, монументализма, ампир, эклектику, ар-деко и др.
Какие материалы использовать при отделке комнат
Отделочные материалы применяются исключительно натуральные:
- камень – преимущественно гранит, мрамор;
- дерево – дуб, сосна, ель, вишня, граб, орех, карельская береза и др.;
- металлы – бронза, латунь, сталь, серебро и др.;
- хрусталь;
- керамика;
- гипс.
Полы обычно выкладываются паркетом, располагаемым «елочкой», но не общие на всю квартиру, а для каждой комнаты отдельно. Стены декорируются лепными панно, полуколоннами, гипсовыми кронштейнами, кессонами, угловыми деталями, фактурными нишами и др. На потолке в обязательном порядке имеется лепная розетка под люстру, такие же замысловатые потолочные карнизы, другие подобные украшения. Двери выполняются из дерева, фанеры, имеют филенки, ручки, выкрашенные золотой краской, наличники с объемной резьбой. По цвету они совпадают с напольным покрытием или окрашиваются белой масляной краской.
Полы в санузле, кухне выкладываются керамической плиткой, реже – натуральным камнем, преимущественно красно-коричневых расцветок, а стены – светлым кафелем, обильно украшенным растительными орнаментами, допускается узкий контрастный бордюр.
Выбор текстиля для оформления окон
Оконные драпировки выбираются плотные, тяжелые, создающие торжественную атмосферу. Они имеют несколько слоев, большое количество складок, бахрому, кисти. В спальне предпочтительны шторы-блэкаут, защищающие спящего от утреннего солнечного света, в кухне – более короткие, светлые. Дверные проемы декорируются такими же занавесками, что и окна, подвязываются золотистыми шнурами-подхватами. Ткани предпочтительны натуральные, однотонные, спокойных расцветок или резко контрастирующие с колером стен. Желательно, чтобы гардины сочетались по цвету с покрывалами, коврами, прочим комнатным текстилем.
Лепнина в СССР: взлеты и падения
Во все времена развитие архитектуры, как, впрочем, и практически всех других видов культуры и искусства, зависело от множества различных факторов: в первую очередь — экономики, политики, идеологии. И следует признать, что отнюдь не всегда это влияние имело положительный результат. Скорее – наоборот.
К сожалению, данный вывод в полной мере применим к истории и судьбе российского архитектурного лепного декора. Тем более — в эпоху социализма, которая настигла нашу страну в 1917 году.
За последний век лепнине катастрофически не везло несколько раз и по разным причинам. Хотя, надо отметить, что были в этот период и просто триумфальные для нее времена.
Выбор мебели
Меблировка подбирается роскошная, добротная, массивная, преимущественно из натуральной древесины (дуба, ореха, палисандра) и металла. Она часто лакируется, украшается объемной резьбой, мозаикой. Это горки с резными «коронами», серванты выпуклой формы, круглые или овальные обеденные столы, кожаные кресла и диваны с высокими спинками, тяжелые деревянные стулья с точеными ножками, кровати с шариками или пиками по углам. Резьба по дереву здесь приветствуется как в виде сложных сюжетных барельефов, так и простой «геометрички». Допустимы накладные прорезные элементы из древесины ценных пород. Кроме натуральной или искусственной кожи, в качестве обивочного материала используются различные ткани – однотонные или с растительными орнаментами.