Ольга Крупченко, 6 Марта 2013
Для того, чтобы открыть частный детский сад необходимо разработать хороший бизнес-план, в который однозначно входит и такая статья расходов, как мебель для детского сада, игровая мебель для детских садов. Перед предпринимателем в какой-то момент встает насущный вопрос – какую лучше купить мебель для детского сада? При ограниченных средствах приходится покупать детскую мебель эконом класса.
На что нужно обращать внимание при выборе детской кровати для частного детского сада? Какую выбрать игровую мебель для детских садов? Существуют ли параметры и критерии, на которые можно опираться при выборе детской мебели для дошкольных учреждений? Сколько придется потратить на мебель при открытии частного детского сада. На все эти вопросы вы найдете ответы в этом обзоре.
Примерная статья расходов на мебель – минимум 120 000 руб. для 20 человек. В этот список входит: детские кровати, столы и стулья, шкафчики для раздевалки, шкафы для сушки одежды, банкетка или скамейки, шкаф для одежды персонала, стеллажи для игрушек, игровая мебель для детских садов, шкафы для хранения учебных материалов, столы и стулья для преподавателей, мебель для кабинета заведующего, оборудования для кухни (если еда заказная, то только столы и стулья). Кроме того, может понадобится оборудование для спортивного зала, музыкальных занятий, живого уголка. Детские горки особенно нравятся детям, и это наиболее часто ломаемое оборудование в детском клубе или детском садике. Для того, чтобы открыть частный детский сад и не прогореть, необходимо хорошо продумать на что тратить средства.
Общие требования
Дети большую часть своего свободного времени проводят в группах, а это оказывает большое влияние на формирование их психики и здоровья в целом. Имеет значение внешнее окружение и обстановка.
Требования к мебели:
- Прочность. Отсутствие поломок, деформации, расслоения, образования трухи и щепок. Изделия достаточно крепкие, чтобы выдержать вес нескольких человек.
- Экологическая чистота. Отсутствие в материалах вредных веществ, которые могут вызвать развитие аллергии и других заболеваний. Это относится к условиям контакта с моющими средствами, высокой температурой и влагой.
- Эргономичность. Удобство кратковременного и длительного использования. Ребенку должно быть комфортно сидеть, лежать, стоять, что-то доставать или ставить.
- Долговечность. Бюджет дошкольных учреждений не безграничный. Часто менять мебель они не в состоянии, а использовать старую, изношенную и небезопасную запрещено законодательством.
- Приятный внешний вид. Обстановка должна положительно влиять на настроение детей, вызывать чувство умиротворения. Существуют нормы относительно форм и расцветок.
- Соответствие росту ребенка. От правильно подобранных габаритов мебели зависит здоровье костно-мышечного аппарата, пищеварение и даже работа сердечно-сосудистой системы.
Обустройство детских садов находится под строгим контролем государства. За нарушение требований ГОСТ и СанПиН изготовители продукции могут быть привлечены к материальной ответственности в виде штрафа с конфискацией несоответствующего стандартам товара.
Ростовые группы школьной и дошкольной мебели
Ростовые группы
В процессе учебных занятий организм учащегося испытывает статическую нагрузку, обусловленную необходимостью длительное время сохранять вынужденную рабочую позу. Эта нагрузка резко увеличивается в случае неправильного устройства мебели, несоответствия ее размеров росту и пропорциям тела учащихся. Возникают условия, способствующие нарушению осанки, развитию близорукости и ее прогрессированию.
Поэтому правильная комплектация школ мебелью определяется наличием необходимых комплектов ученической мебели в соответствии с фактическим распределением детей по ростовым группам (особую важность это имеет в начальной школе). Выполнение данных требований обеспечивается приобретением разноростовой мебели или мебели, регулируемой по высоте.
Для правильного подбора ростовой группы ученических столов и стульев необходимо учитывать рост учеников. Старайтесь использовать нижеприведенные данные при подборе мебели для вашего класса.
Схема ростовых школьных групп
В соответствии с этой ростовой шкалой ГОСТами 11015-71 «Столы ученические» и 11016-71 «Стулья ученические» предусмотрено изготовление мебели четырех групп. Такое распределение школьников на группы роста и изготовление для каждой из них определенного номера мебели позволит обеспечить удобное рабочее место школьников.
Отдельно необходимо обратить внимание на мебель с регулируемой высотой, она позволяет значительно экономить средства, приобретается 1 раз, а в последствии, по мере роста ребенка, только регулируется по высоте.
Схема ростовых дошкольных групп
Требования к школьной мебели
Школьная мебель должна соответствовать педагогическим, санитарно-гигиеническим, эргономическим, производственно-экономическим, архитектурно-художественным требованиям. Еще следует упомянуть требование долговечности.
Комплектация школы мебелью – серьезная задача для руководства школы, которое помимо требований сертификации должно учитывать непосредственное количество и возраст учашихся в учебном заведении. Нельзя допустить, чтобы не хватило мебели для малышей или старших школьников, ведь требования к столам и стульям предполагают, что они подбираются ученикам по росту. Помимо, общих требований, есть и такие которые определены целесообразностью – школьная мебель должна быть разборной, иначе транспортировка больших партий сделает ее очень дорогой.
Среди специальных требований к школьной мебели есть те, что относятся к специализированным изделиям, например, для кабинетов физики, химии, компьютерных классов, для детей с нарушениями осанки, которым необходимо часть времени заниматься стоя.
Если говорить о формальной стороне вопроса, основное требование государственных стандартов к школьной мебели – требование ростового соответствия, закрепленное с 1972-го года, в котором была введена ростовая шкала с интервалом в 15 сантиметров. Позднее, в 1986-м была введена уточненная система ростовых групп, которых стало шесть, а также цветовая маркировка изделий цветом,. Данная маркировка соответствует мировому стандарту мебели для школ: ИСО 5970 «Мебель. Столы и стулья для учебных заведений».
В 1992 году ГОСТы по школьной мебели были еще раз уточнены и утверждены («Мебель школьная. Функциональные размеры»). С тех пор и до настоящего времени они не менялись. Судя по всему, принципиальных изменений в ближайшее время в них не предвидится. С 1994-го школьная мебель обязательно проходит сертификацию.
Перечень актуальных ГОСТов:
ГОСТ 11015, ГОСТ 11016, ГОСТ 5994, ГОСТ 18314, ГОСТ 18313, ГОСТ 19549, ГОСТ 19550, ГОСТ 22359, ГОСТ 18607.
Во время обучения в школах, вузах и других учебных заведениях учащиеся проводят за партами большую часть времени, именно поэтому важно, чтобы ученическая мебель была изготовлена с учетом всех санитарных норм. Также большое внимание стоит уделить качеству школьной мебели и мебели для дошкольных учреждений. Именно качественная школьная мебель сможет обеспечить травмобезопасность для ваших детей. Школьные парты должные иметь скругленные углы и гладкую поверхность. Будущее здоровье ваших детей во многом зависит от того, как комфортно будет ребенку сидеть при выполнении заданий на уроке. Поэтому при продаже школьной мебели, компания АЛИ ЛЭНД учитывает все особенности развития детского организма.
Изготавливаемая школьная мебель выпускается по ГОСТ22046-2002 «Мебель для учебных заведений. Технические условия», вступающий в силу с 1 июля 2003 года. Таким образом, выполняются все требования, которые предъявляются к школьной мебели. Вся школьная мебель поставляемая нами сертифицирована и безопасна для детей.
Гигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели.
Учебная мебель должна быть изготовлена из твердых пород дерева, поверхность ее не должна быть слишком шероховатой или наоборот зеркально-гладкой. Предусмотрена отделка стола и сиденья стула прозрачным лаком с сохранением текстуры дерева или окраска непрозрачными покрытиями следующих цветов: желтого, светло-зеленого, голубовато-зеленого, серовато-голубого, голубого, зеленовато-желтого с коэффициентом отражения от 35 до 50 %. Поверхность должна быть матовой, так как блестящие поверхности столов, шкафов и другого оборудования оказывают слепящее действие на сетчатку, вызывают снижение остроты зрения, быстроты различения, устойчивости ясного видения и падение работоспособности. Нельзя окрашивать столы и шкафы в темные цвета, так как они будут поглощать большое количество света и негативно сказываться на психо-эмоциональном состоянии детей. Не допускается окрашивание школьного оборудования в белый цвет, так как при этом резко повышается яркость и уровень слепимости в помещении.
Парты или столы в классе расставляют рядами (обычно в 3 ряда) так, чтобы свет падал с левой стороны, соблюдая при этом установленные расстояния. В учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации эти расстояния следующие: от наружной стены до первого ряда (считают от окна) не менее 0,6 – 0,7 м, от внутренней стены до третьего ряда – 0,5 м, от задней стены до последних столов (парт) – 0,5 – 0,65 м, от классной доски до первых столов (парт) – не менее 2 м (оптимально 2,4 – 2,7 м), между рядами – 0,6 – 0,7 м. Расстояние от окон до третьего ряда столов должно быть не более 6 м, так как в противном случае рабочие места учащихся, сидящих в этом ряду будут плохо освещены естественным светом. Задние парты должны располагаться от классной доски не более чем на 8 м, так как дальнейшее их удаление вызывает чрезмерное напряжение зрения и слуха учащихся.
Классификация
Различают три вида мебели в зависимости от ее назначения:
- Основная , или рабочая мебель: стулья, школьные парты, классные доски, лабораторные столы, верстаки, станки, и т.д.
- Подсобная мебель: шкафы, буфет, вешалки, скамейки, и т.д. Мебель для сна и отдыха (для 6-ти летних детей) : кровати, раскладушки, и т.д.
- Мебель для школ и других детских учреждений должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей. Мебель, предметы оборудования должны быть легко доступны очистке и иметь гладкую поверхность с закругленными ребрами, их конструкция должна исключить возможность травматизма детей в процессе обучения и отдыха. Внешнее оформление мебели должно быть привлекательным. Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, простой, надежной.
Обоснование правильной позы
Учебный процесс связан с большими умственными и физическими нагрузками. Занятие за партой, чертежной доской, стояние за верстаком связаны с определенным, преимущественно статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей. В систему управления позой входит ЦНС (соответствующие сегменты спинного мозга) и периферические рецепторы в мышцах ; управление позой осуществляется через мышечный аппарат, благодаря тремору ― незначительное дрожание мышц. Позы с небольшим наклоном более выгодны с точки зрения статики и биомеханики ― меньшее колебание центра тяжести. При больших наклонах в работу вовлекаются дополнительные двигательные единицы, учащается пульс, снижается амплитуда дыхания, возможны нарушения зрения, возникают застойные явления в кровеносном русле ног и малого таза, происходит сдавливание позвоночных дисков.
Установлено, что степень наклона корпуса увеличивается с возрастом школьников: в начальных классах между наклоном головы и горизонтальной плоскостью составляет 45 градусов, грудной отдел позвоночника ― 55 градусов. У школьников средних и старших классов соответственно ― 39 ― 33 и 53 -48 градусов. Возрастные особенности сидячего положения связаны с анатомо-физиологическими параметрами организма. Менее совершенное устройство нервно-мышечного аппарата в младшем школьном возрасте, объясняет трудности преодоления статических нагрузок, несмотря даже на более вертикальное положение тела.
Критерии оценки позы
Для оценки позы учащегося используют различные критерии, учитывающие особенности физиологии и патологии детей.
- Физиологические критерии: степень активности мышечной системы, устойчивость позы, минимальное отклонение центра тяжести от точки равновесия, что делает сидячее положение тела более выгодным по сравнению со стоячим. Положение тела считается правильным, если сохраняется устойчивое равновесие, нормальная деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной систем, слухового и зрительного анализаторов. При письме наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х ― ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава. Голова слегка наклонена вперед, спина прямая, плечевой пояс ― в горизонтальной плоскости ― все это существенно снижает мышечное напряжение и предупреждает ранее утомление. При чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед. По степени сгибания корпуса выделяют позы с малым, средним и большим наклоном. К позам с малым наклонам относятся сгибание грудной части позвоночника по отношению к поясничной под углом 170 градусов и наклоне головы в 50 градусов. Со средним наклоном позы эти значения приближаются соответственно 160 и 40 градусов. В пользах с большим наклоном ― меньше 150 и 30 градусов соответственно. В школьных мастерских поза должна быть рациональной с учетом техники безопасности.
- Патофизиологические критерии: ассиметрия позы и соответствующая ассиметрия мышечного тонуса, а также чрезмерные наклоны корпуса, которые возникают из-за продолжительных статических нагрузок и неправильного устройства мебели, что может приводить к ряду осложнений ― таких как, близорукость, сколиоз, кифоз, остеохондроз.
- Психофизиологические критерии: субъективное чувство удобства позы ― отсутствие давления в седалищной области и задней поверхности бедер, зрительный комфорт (особенно в компьютерных классах) .
Правильная поза
При письме наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х ― ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава. Голова слегка наклонена вперед, глаза находятся на расстоянии длины предплечья и разогнутой ладони до листа тетради, спина прямая, плечевой пояс ― в горизонтальной плоскости, туловище отодвинуто на 3 ― 5 см от парты. При чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед. При работе в мастерской ― прямое или слегка наклоненное положение корпуса с небольшим наклоном головы, равномерное распределение веса тела на правую и левую половины тела, недопущение сдавливания грудной и брюшной полостей, утомления зрения.
Подбор мебели
Осуществляется в соответствии с ГОСТом 11015-77 “Столы ученические” и ГОСТом 11016-77 “Стулья ученические” .
Таблица 1.
Группа мебели | Рост учеников, см | Высота заднего края сиденья над полом, см | Высота переднего края сиденья над полом, см | Цвет маркировки | Дифференциия, см |
А | до 130 | 54 | 32 | Желтый | 22 |
Б | 131-145 | 60 | 36 | Красный | 24 |
В | 146-160 | 66 | 40 | Голубой | 26 |
Г | 161-175 | 72 | 44 | Зеленый | 28 |
Д | выше 175 | 78 | 48 | Белый | 30 |
Рост определяется по медицинским картам, результаты в которую заносятся ежегодно ― перед началом учебного года, или рост определяется непосредственно в мед. кабинете школы. Рассадка проводится также с учетом индивидуального состояния зрения и слуха каждого ребенка.
Высота столярного верстака определяется следующим образом. Ученик становится боком к верстаку и кладет на него ладонь, если не происходит сгибание в локтевом суставе, то данный верстак подходит этому ученику. Тиски подбирают таким образом, что бы при постановки локтя на тиски, пальцы касались подбородка.
Конструкция мебели
Парты.
В последние десятилетия выпускаются раздельно парта и стул к ней, что имеет свои плюсы (более легкая перестановка, возможность индивидуального подбора стола и стула, особенно для одноместных парт) и минусы (возможность неправильной посадки) . Размеры парт и стульев представлены в таб. 2 и таб. 3 приложения соответственно. Высота сиденья стула ― длина голени плюс 1 ― 2 см на каблук. Ширина сиденья ― величина distantia bitrochanterica плюс 3 ― 4 см, глубина сиденья 2/3 ― 3/4 длины бедра. Расстояние по вертикали между задним краем крышки стола и сиденьем называется дифференцией (длина локтя плюс 2 ― 2,5 см) ― характеризует взаимное расположение стола и стула в вертикальной плоскости; расстояние между передним краем стула и вертикальной проекцией заднего края стола называется дистанцией и характеризует взаиморасположение стола и стула в горизонтальной плоскости. Дистанция может быть нулевой (край стула и проекции заднего края стола совпадают) , положительной (проекция лежит вне плоскости стула) и отрицательной (проекция находится на плоскости сиденья) ; но именно последнее расположение побуждает ученика к правильной посадке с опорой на спинку. Исследования показали, что оптимальная дистанция ― 3 ― 5 см. Поверхность крышки стола должна быть матовой и не давать бликов, при коэффициенте отражения 35-55%.
Классная доска
Различают два основных типа классных досок ― настенные и передвижные. Основные гигиенические требования, предъявляемые к доске ― облегчение зрительной работы школьников. Цвет покрытия досок ― зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. Покрытием для досок служат различные сорта линолеума, но в последнее время выпускаются доски с возможностью использования пособий на магнитах (тонкослойная сталь, покрытая стеклоэмалью, стеклокерамикой, синтетическими пленками или красками) . Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела. В первых 4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах ― на высоте 90-95 см. Передвижные доски размещают таким образом, чтобы они не отсвечивали и желательно, чтобы не загораживали основную доску. Доски протирают влажными досками или губками, смоченными в теплой воде.
Чертежные столы
Чертежными столами оборудуются кабинеты черчения в специализированных школах, обычно это столы с изменяемым наклоном крышки; при наклоне в 30° ― для черчения, а при 60° для рисования.
Лабораторная мебель
Для оборудования физических и химических лабораторий предназначаются лабораторные столы (ГОСТ 18314-73 “Столы ученические, лабораторные. Типы и основные размеры.” ) , демонстрационные столы, вытяжные шкафы. Рабочая поверхность стола на одного ученика ― не менее 120´ 60 см. Изготавливают столы трех групп: В ― для роста 145-160 см; Г ― 160-175 см; Д ― для роста свыше 175 см.
Мебель в мастерских
Школьные мастерские, помимо разнообразных станков, оборудуются верстаками с тисками. Для профилактики нарушения физического развития (в виде ухудшения осанки и зрения и др.) необходимо учитывать рост учащегося, а также его физиологическое положение при работе (см. выше) . Для индивидуального подбора верстака и станка используют скамеечки и подставки.
Мебель столовых
В них используют обеденные столы облегченной конструкции, легко моющиеся, с выдвигающимися табуретками. Ножки столов делают из сваренных труб, на концы которых одевают пластиковые наконечники.
Мебель компьютерных классов
Используются специально переоборудованные парты с увеличенной поверхностью крышки стола, либо особые столы для компьютеров. В качестве сидений рекомендуется использовать специально сконструированные вращающиеся кресла или стулья с большим наклоном спинки а также валиком в поясничной области, т.к. самая рациональная поза ― это с наклоном немного назад корпуса для меньшего утомления глаз и спины.
ПРИЛОЖЕНИЕ Таблица 2 Столы ученические. Типы и функциональные размеры (ГОСТ 11015-77)
Размеры стола группы, мм | |||||
Наименование показателя | А | Б | В | Г | Д |
Длина крышки стола: одноместного двухместного | 600 1200 | 600 1200 | 600 1200 | 600 1200 | 600 1200 |
Ширина крышки | 450-500 | 450-500 | 450-500 | 450-500 | 450-500 |
Высота стола со стороны сидящего | 540 | 600 | 660 | 720 | 780 |
Расстояние от заднего края стола до углубления для ручки, не менее | 400 | 400 | 400 | 400 | 400 |
Расстояние от заднего края стола до выступающих конструкций перед коленями, не менее | 300 | 300 | 300 | 340 | 340 |
Свес крыши по ширине, не более | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Расстояние по вертикали от пола до выступающих конструкций над коленями | 450 | 510 | 570 | 630 | 690 |
Таблица 3 Стулья ученические. Типы и функциональные размеры (ГОСТ 11016-77)
Размеры стульев группы, мм | |||||
Наименование показателя | А | Б | В | Г | Д |
Высота переднего края сиденья | 320 | 360 | 400 | 440 | 480 |
Ширина сиденья | 270 | 310 | 340 | 360 | 380 |
Глубина сиденья | 260 | 290 | 320 | 350 | 380 |
Высота нижнего края спинки над сиденьем | 120 | 135 | 150 | 165 | 180 |
Высота спинки | 60-120 | 70-135 | 80-150 | 90-150 | 100-180 |
Ширина спинки | 240 | 270 | 300 | 320 | 340 |
Радиус изгиба переднего края сиденья | 20-50 | 20-50 | 20-50 | 20-50 | 20-50 |
Радиус изгиба спинки | 80-100 | 80-100 | 80-100 | 80-100 | 80-100 |
Угол наклона сиденья | 0-3 | 0-3 | 0-3 | 0-3 | 0-3 |
Угол наклона спинки | 102-108 | 102-108 | 102-108 | 102-108 | 102-108 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ
Здровохранение Казахстана: журнал № 3 1986 г. \ И. П. Петрище Способ определения групп мебели новых ГОСТов.
Гигиена: учебник Р. Д. Габович, С. С. Познанский, Г. Х. Шахбазян. М: “Медицина” 1971 г.
Гигиена детей и подростков: учебник В. Н. Кардашенко, Е. П. Стромская и др. М.: Медицина, 1988 г.
Общая гигиена: учебник Г. И. Румянцев, Е. П. Вишневская, Т. А. Козлова. М.: Медицина, 1985 г.
Особенности физиологии детей: уч. пособие под редакцией проф. В. М. Смирнова. М.: 1993 г.
Лекции по курсу гигиены.
Выбор столов и стульев
Места для приема пищи и игр, учебной деятельности обустраиваются таким образом, чтобы у ребенка была правильная осанка и нормальное кровообращение. Основное внимание уделяется вопросам безопасности. Углы скругляются, спинки стульев имеют достаточную высоту, чтобы принимать на себя верхнюю часть тела. Столешницы достаточной площади, чтобы на ней помещались локти, альбомы и посуда.
Поскольку в садики ходят дети разных возрастов, группы оснащаются мебелью соответствующих размеров. Всего разработано и действует четыре стандарта, рассчитанных на детей определенного роста. Они едины для учреждений всех регионов страны независимо от их уровня и прав собственности.
Данные требования регламентированы СанПиН 2.4.1.3049-13. Руководителям дошкольных учреждений необходимо отслеживать изменения в законодательстве, так как оно периодически пересматривается с целью повышения комфорта детей.
Требования к стульям и столам:
- Во время сидения на стуле ноги ребенка устойчиво и плотно опираются о пол, не висят.
- Передний край сиденья не примыкает к подколенным впадинам.
- Спина опирается о спинку стула поясницей и лопатками.
- Локти лежат на столешнице свободно под прямым углом.
Такое положение предотвращает дискомфорт и усталость, способствует поддержанию активности, внимательности, а также правильному формированию опорно-двигательного аппарата.
Требования к кроватям
Места для отдыха должны быть удобными и безопасными. Для изготовления кроватей используются исключительно материалы натурального происхождения, в которых отсутствуют вредные для здоровья вещества.
Каркас производят из массива древесины: сосна, ель, клен, тополь. Материал обрабатывается грунтовкой и антисептиком. Разрешается использовать ламинированные МДФ высокого качества, ДСП (класса Е1), корабельную фанеру.
Кромки и края изделий закругляются. Окрашивание разрешается проводить составами на водной основе. Каркас кроватей оборудуется ребрами жесткости, предотвращающими неравномерное продавливание матраса. По краям ставятся бортики с достаточной высотой, чтобы не допустить падение ребенка на пол во время сна.
Мягкая часть делается из ваты или специального поролона. Матрасы изготавливаются в меру жесткими, чтобы не допустить искривление позвоночника во время отдыха. Чехлы на матрасы изготавливаются из натуральной ткани с водоотталкивающей пропиткой. Не допускается использование синтетики и материалов на резиновой основе.
Определяем качество детской мебели
Прежде чем определиться с выбором, а производителей мебели для сада действительно много, необходимо знать, на что обращать внимание при покупке.
Наиболее долговечная – мебель из массива березы или бука. На втором месте мебель из МДФ, ДСП, затем следует мебель из пластика и пластмассы и на последнем месте мебель из фанеры. При наличии современных технологий даже такую мебель можно сделать качественной и не ломкой. Например, производитель мебели для детских садов «Ивушка» создают прочную и красивую мебель из фанерованной березы.
- Не должно быть кривизны и колебаний в креплениях стульев, столов.
- Качество фурнитуры – если комплектующие легко гнутся, такой товар лучше не брать.
- Слишком яркие цвета могут действовать негативно на психику малышей, поэтому предпочтение стоит отдавать пастельным тонам.
- На дверцах отсутствует ручки – это повод задуматься о качестве товара данного производителя.
- Если в кроватях отсутствуют ребра жесткости это признак не очень качественной и неустойчивой продукции.
Требования к шкафчикам
Для каждого ребенка в раздевалке выделяется шкафчик, который подписывается и обозначается персональным рисунком. Ячейки делают из прочных материалов, устойчивых к коррозии, сырости, развитию грибка и плесени, а также заражению насекомыми. Фурнитура изготовлена из металла, способного выдержать большие механические нагрузки и длительный период эксплуатации.
В каждом ящике обустраиваются полки для обуви и головных уборов. Устанавливается минимум два крючка для верхней одежды. Не допускается наличие острых концов и кромок, о которые можно поранить руку.
Рядом с рядами ячеек ставятся длинные и устойчивые лавочки, на которых детям будет удобно обуваться и разуваться.
Полки для книг и игрушек изготавливаются в открытом исполнении без распашных и подъемных дверок. Изделия надежно фиксируются на полу и стенах, чтобы исключить малейший риск их падения на детей.
Расстановка мебели
Размещение мебели и оборудования должно обеспечивать удобное наблюдение за всеми детьми, находящимися в помещении, давать возможность подойти к каждому ребенку во время обслуживания или занятий.
В определенное время дня, во время утреннего приема и переодевания, связанного с прогулками, движение в приемных и раздевальных помещениях становится довольно интенсивным, поэтому при размещении оборудования в раздевальных следует прежде всего определить направление движения людей в помещении и разместить оборудование в более спокойных зонах, максимально освободив проходы от мебели.
Шкафы для верхней одежды желательно располагать по периметру помещения, чтобы воспитателю было удобно наблюдать за одевающимися детьми.
Скамьи для переодевания следует устанавливать так, чтобы оставались свободные подходы к шкафам и достаточное пространство для открывания дверок.
Учитывая необходимость постоянного наблюдения за детьми раннего ясельного возраста, зоны кормления, пеленания, рабочее место воспитателя должно располагаться с учетом удобного обзора всего помещения игральной и спальни (если между этими помещениями есть визуальная связь).
В целях лучшей инсоляции зона бодрствования должна располагаться в наиболее освещенной части игральной. Манежи ставят длинной стороной параллельно оконным проемам на расстоянии не менее 1 м от окна. Мебель для бодрствования детей 2 — 8 месяцев желательно располагать ближе к пеленальным столам.
Дети двухлетнего возраста более продолжительное время могут проводить, играя за детскими столами. В связи с этим размещение столов должно обеспечивать наилучшие условия для зрительной работы ребенка. Желательно так расположить столы, чтобы их стороны были под углом 45° по отношению к плоскости оконного проема. Такое расположение мебели обеспечит наилучшую освещенность рабочих поверхностей столов.
Для удобства обслуживания детей зона кормления должна находиться в непосредственной близости от буфетного помещения.
При расстановке двухместных столов необходимо обеспечить левостороннее освещение. При размещении четырехместных столов необходимо стремиться, чтобы большинство детей имело боковое освещение.
Двухместные столы устанавливаются не более, чем в 3, а четырехместные не более, чем в 2 ряда. Расстояние между рядами столов должно быть не менее 0,45 м. Расстояние первого ряда столов от светонесущей стены должно составлять не менее 0,45 м. Первые столы в рядах должны быть установлены по отношению к доске на таком расстоянии, чтобы обеспечить угол рассмотрения в 35°. Первыми во всех рядах ставятся столы наименьшего типоразмера. Далее более высоких ростовых групп. Детям с пониженным зрением отводят первые столы в наиболее освещенной зоне (у светонесущей стенки). Часто болеющих детей сажают дальше от оконных проемов. Детям с пониженным слухом отводятся первые места в рядах ближе к воспитателю.
Для учета правильного рассаживания детей рекомендуется пользоваться картой (приложение ).
Расположение детских кроватей должно обеспечивать удобство подхода к ним и уборки помещения. Расстояние проходов должно составлять не менее 0,45 м. Минимальное расстояние между стоящими кроватями 0,3 м. При меньшем расстоянии необходима установка экранов высотой от ложа кровати не менее 0,3 м. Расстояние от наружных стен до кроватей должно составлять 0,7 — 1,0 м.
Требования к мягкой мебели
Мягкая мебель в детских садах используется в ограниченных количествах, так как она быстро пачкается, а очищать обивку от грязи довольно проблематично. Обычно обустраивается уголок, в котором устанавливается небольшой диван, по паре кресел и пуфиков.
Изделия должны соответствовать следующим условиям:
- Устойчивость. Невозможность их перевернуть или опрокинуть в процессе использования.
- Прочность. Плотная обивка, невосприимчивость к воздействию химических и органических веществ.
- Пожарная безопасность. Негорючесть, отсутствие токсичных выделений при контакте с огнем.
- Приятный внешний вид. Подбор цвета и конфигурации, которая нравится детям и органично вписывается в интерьер группы.
- Состав, в котором отсутствуют вещества, вызывающие аллергию.
Мебель делается на заказ или приобретается в торговых точках, которые соблюдают правила ее производства.
Маркировка мебели для детского сада
Маркировка мебели в детском саду представляет собой буквенно-цифровое обозначение, в котором заключена информация о технических характеристиках. Наносится определенным цветом, соответствующим группе роста пользователей.
Маркировка содержит такие сведения:
- название продукции;
- логотип компании изготовителя;
- страна производитель;
- юридический адрес фабрики;
- дата изготовления;
- срок гарантии;
- расчетный период службы.
Если продукция продается в собранном состоянии или является монолитной, ярлык с обозначением прикрепляется к его корпусу. Когда изделия реализуются в разобранном виде, маркировка на куске ткани или бумаги вкладывается вместе с инструкцией по сборке в тару.
Материалы изготовления
Все помещения детсадов подвергаются частой уборке. Соответственно, мебель должна легко поддаваться влажной чистке. Приобретая стулья, нужно учесть не только их функциональность и удобство, но и вес. Не забываем, что воспитанникам детского сада часто приходится поднимать свои стульчики и переставлять с места на место.
Самый продаваемый вариант – это пластиковые стулья. Он легкие, хорошо подвергаются мойке, недорогие, красиво смотрятся. Один минус – недолговечные. В отличие от них, стулья из ДСП более прочны, но зато имеют большой вес. ДСП и фанера требуют специальной обработки, иначе такие стулья не смогут противостоять влаге. Стоит присмотреться к стульям классическим деревянным. А вот пластмассовые изделия не терпят критики. Все же следует помнить: современные технологии позволяют из любого материала сделать качественное изделие. Так что многое зависит от добросовестности производителя. Главное, мебель должна быть экологически чистой.
Корпусную мебель для детского сада представляют массивные вместительные предметы (столы, кровати, шкафы). Плюс в том, что она довольно прочная, красивая. Но очень тяжелая, громоздкая, что не совсем удобно для использования в дошкольном учреждении. Хотя она вполне подходит для методического кабинета. Также это хороший вариант – мебель для музыкального зала.
Другое дело – модульные шкафы и ящики. Модули собираются и разбираются по типу конструктора, позволяют устанавливать их по своему усмотрению, а также дополнять новыми предметами. Игровую таким образом можно адаптировать под изменяющиеся условия, используя кондуктор и начальные знания в работе с мебелью. На сегодняшний день это самая современная мебель.