Школьная мебель
является основным элементом в организации учебного процесса. Для большей эффективности процесса обучения она должна быть удобной, безопасной и многофункциональной. Изготовление школьной мебели должно заключаться в применении современных технологий и оборудования, которые отвечает всем лучшим мировым требованиям. Это высокотехнологичный и наукоемкий процесс. В последнее время, для того чтобы повысить эффективность обучения, просто необходимо правильно и грамотно подбирать школьную мебель.
Ведь от этого зависит и здоровье ребенка, правильность его осанки и вообще состояние позвоночника. Ведь именно позвоночник страдает от неудобной позы и чрезмерных нагрузок. Крайне важно, чтобы дети сидели на удобных стульях, за широкими удобными партами, где можно разместить все учебники и тетради. Ведь, если ребенку удобно, то и отвлекаться от учебного процесса он не будет.
Виды школьной мебели
Каждая классная комната должна быть оборудована в соответствии с нормами СанПиНа. Стандартный набор мебели в классе или студенческой аудитории включает:
- парты;
- стулья;
- стол для преподавателя;
- шкафы для хранения учебных материалов и пособий.
В зависимости от площади и назначения кабинета его оснащение может меняться. Выделяют несколько основных типов учебных помещений:
- аудитории и классы;
- предметные классы, где требуется размещение наглядных пособий, а также специальных столов для проведения опытов и лабораторных работ (кабинеты физики, химии, биологии и географии);
- учительские или комнаты для преподавателей;
- актовые залы;
- библиотеки;
- столовые.
Существует ряд общих требований, предъявляемых к школьной мебели. Условно их можно разделить на следующие группы:
- Педагогические. Мебель для кабинета физики и химии будет отличаться по своей комплектации от парт и столов для обычных школьных классов. Важно учитывать специфику учебной аудитории. Для некоторых необходимы шкафы с вместительными нишами для наглядных пособий или аппаратуры (микроскопов, колб и другого).
- Санитарно-гигиенические. Материал и покрытие ученической мебели для школы должны быть безопасными, нетоксичными и устойчивыми к разным температурам. Также столешницы должны быть гладкими и хорошо обработанными, чтобы не возникало риска пораниться. Исключено расслоение древесины на стульях и партах, так как это может привести к занозам и другим травмам. Испорченную в процессе длительного использования мебель важно заменить в короткие сроки.
- Эргономические. Вся ученическая мебель должна быть удобна и безопасна в использовании. Для этого необходимо учитывать средний вес и рост учеников определенной возрастной группы, и в зависимости от этого подбирать высоту и размер рабочей поверхности парты. Также для безопасности углы парт делают скошенными или закругленными. Кроме этого, используется пластиковая кромка по периметру столешницы. Каркас делают устойчивым, чтобы парты не качались даже на неровных поверхностях. Еще к требованиям эргономики относят расстояние, на котором парты располагаются между собой и от доски. Ширина проходов между рядами парт должна составлять не менее 60 см, а доска должна висеть на расстоянии 2,4 м от первой парты.
- Требования к долговечности. Чем качественнее и долговечнее мебель для школы, тем реже придется обновлять аудиторный фонд. Это снизит экономическую нагрузку и позволит сразу заменять вышедшие из строя предметы интерьера.
- Архитектурно-художественные. Ученическая мебель должна быть эстетичной и современной, а также сочетаться с другими предметами интерьера в классе. С помощью мебели можно создать гармоничную обстановку в аудитории, в которой будет комфортно проводить занятия.
Это интересно: Разнообразие шкафов-купе в детскую, причины их популярности
Оборудование
До конца 2022 года все классы в российских учебных заведениях нужно оснастить приборами, обеззараживающими воздух (СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»). Остальные нормы СанПиН остались такими же.
Решения для бизнеса
- магазины
одежда, обувь, продукты, игрушки, косметика, техника Подробнее
- склады
материальные, внутрипроизводственные, сбытовые и транспортных организаций Подробнее
- маркировка
табак, обувь, легпром, лекарства Подробнее
- производство
мясное, заготовительное, механообрабатывающее, сборочно-монтажное Подробнее
- rfid
радиочастотная идентификация товарно-материальных ценностей Подробнее
- егаис
автоматизация учётных операций с алкогольной продукцией Подробнее
- Блеск покрытия не больше 49%.
- Рабочая поверхность легко очищается от загрязнений. Столы для научных классов оснащены защитным слоем от химических веществ.
- Соответствие всем эпидемиологическим нормам.
Меблированная продукция для ученического использования должна обладать следующими параметрами:
Размеры учебной мебели и ее маркировка в школе (по СанПиН)— это далеко не единственные условия, которые должны быть выполнены. Требования выдвигаются и к сборке:
- Надежная фиксация всех деталей конструкции.
- Невозможность ручного отделения элементов фурнитуры.
- Отсутствие каких-либо неровностей на внешней поверхности. Острые края закруглены, а отверстия труб из металла с диаметром более 7 мм закрыты или скрыты.
- Загрязняющие детали спрятаны.
ГОСТ 22360-95 регулирует надлежащую фиксацию предметов крупных габаритов:
- Крепкое и неподвижное соединение всех деталей конструкции и невозможность разобрать ее вручную.
- Надежное крепление подставки (при ее наличии) с предметом.
Мебель, применяемая в учебных заведениях, должна иметь специальную маркировку, которая указывается на русском или официальном региональном языке. Запрещается нанесение любых меток на рабочей поверхности. Пометка столов проводится при помощи специальных цветных наклеек, которые соответствуют ростовых категориям ГОСТ 11015 и 11016.
Доска
Следует изучить и учебную доску. Новые санитарно-эпидемиологические нормы и гигиенические правила затронули:
- освещение меловой доски;
- расположение и диагональ интерактивной доски;
- угол видимости остался таким же, однако, в связи с последними обновлениями, эта норма относится не только к трехметровым доскам.
Требования же, касающиеся маркерной доски, остались неизменными.
Номер парты (по СанПиНу) и размер учебной мебели по росту ученика, таблица
Специалистами была разработана размерная таблица, которая предусматривает разделение мебели на 6 групп. Подобная классификация дает возможность дифференцировать ее в зависимости от роста детей, благодаря чему они могут безопасно и комфортно сидеть за столами, не портить зрение или осанку во время выполнения какой-либо работы (чтение, письмо, рисование и многое другое).
Законодательные требования
Требования к технологии закреплены нормативным документом ГОСТ 22046-2016 «Мебель для учебных заведений. Общие технические условия», что является межгосударственным стандартом для России, утвержденным Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 19 декабря 2016 года.
Общие требования соответствуют государственному стандарту. Единый задокументированный регламент позволяет обеспечить массовую закупку ученической мебели для школ всех регионов России. Все продукты проходят испытания на прочность согласно с предписанной документацией.
Школьная мебель по ГОСТ 22046-2016 обязана обладать следующими параметрами:
- Блеск покрытия не превышает допустимые 49%.
- Поверхность легко поддается очистке. Столы научных классов оснащаются защитой против реагентов.
- Рабочая поверхность соответствует актуальным стандартам стойкости.
Требования к сборке комплектов школьной мебели:
- Все элементы конструкции надежно фиксируются.
- Детали фурнитуры не могут быть отделены вручную.
- Недопустимы любые неровности на внешней отделке мебели. Острые края должны быть закруглены. Отверстия металлических труб диаметром больше 7 мм закрыты или спрятаны.
- Пачкающие элементы скрыты.
Надлежащая фиксация крупногабаритной мебели регулируется ГОСТ 22360-95:
- Элементы конструкции тщательно соединены между собой и не могут разбираться вручную.
- Если предусмотрена подставка, то ее соединение с предметом должно быть надежным.
Мебель в школе обладает специальной маркировкой, которая написана на русском или официальном языке региона. Не допускается размещение отметки на рабочих поверхностях. Необходима пометка парт цветными наклейками, соответствующим ростовым категориям по ГОСТ 11015, 11016.
Маркировка содержит следующее:
- информацию о производителе;
- его контактные данные;
- товарный знак;
- описание назначения предмета;
- обозначение актуального стандарта;
- дату производства, гарантийный срок службы.
Сборная мебель с большим количеством деталей может не иметь маркировочной отметки сразу после изготовления, но должна получить ее при упаковке. Необходимо присутствие инструкции, содержащей последовательность монтажа с обязательным наличием хотя бы одной картинки, демонстрирующей, как будет выглядеть учебная мебель в собранном состоянии.
Как выбрать ученические парты для класса?
Основным предметом интерьера в школьных аудиториях являются парты. Расскажем, какие они бывают.
Виды школьных парт:
- Одноместные и двухместные. Одноместные парты – это целостная конструкция, где стул и столешница соединены общим каркасом. Двухместные парты для школьников предполагают, что за ними могут разместиться два ученика, сиденье представлено в виде стульев, либо скамейки.
- Парты с регулируемой высотой. Главное преимущество – изменение высоты стола и стула под рост учеников. Она подойдет для занятий детей с 1-го по 5-й классы.
- Парта антисколиозная с регулируемой высотой. Специальные пазы со стороны сидящего за партой позволяют пододвинуться ближе к столу, при этом локти ученика находятся на столешнице и не свисают. Парта имеет стандартный наклон столешницы в 7 градусов. Также есть регулировка высоты.
- Парта, совмещенная с лавочкой (сплошная). В конструкции сиденье соединено со столом, отсутствует регулировка высоты. Но неоспоримый плюс – ребенок не сможет качаться на стуле.
Также высоту и размер парты можно подобрать в соответствии с маркировкой по ГОСТу:
В интернет-магазине Офисмаг вы можете купить мебель для учебных заведений, соответствующую установленным стандартам качества и безопасности. В ассортименте присутствуют ученические парты, учительские столы, а также специальная мебель для кабинета физики и химии. Выбор правильной школьной мебели поможет сделать процесс обучения ребенка комфортным и безопасным.
Это интересно: На что обратить внимание при выборе мебели для подростковой комнаты
6 Правила приемки
6.1 Изделия (наборы) мебели для учебных заведений представляют к приемке партиями. Партией считают количество изделий (наборов) одного наименования, оформленное одним документом, содержащим признаки, параметры, показатели и требования, которые в совокупности достаточны для подтверждения соответствия изделий (наборов) образцу. Размер партии устанавливают в соответствии с условиями договора (контракта).
6.2 Для проверки мебели на соответствие требованиям настоящего стандарта контролируют параметры, указанные в таблице 4.
Таблица 4. Графа «Наименование показателя». Заменить наименование: «Прочность крепления накладной спинки и сиденья к каркасу стульев» на «Прочность ученических стульев и их функциональных элементов»;
графа «Для целей обязательного подтверждения соответствия». Для показателя «Уровни летучих химических веществ, выделяющихся при эксплуатации мебели в воздух жилых помещений» заменить знак: «+» на «-«.
Таблица 4
Наименование показателя | Вид испытаний | Номер пункта | ||||
Приемосда- точные | Квалифи- кационные, периоди- ческие | Типовые | Для целей обязательного подтверждения соответствия | технических требований | методов контроля | |
Функциональные размеры ученических столов, стульев и парт* | — | — | + | + | 4.1 | 7.1 |
Функциональные размеры других изделий мебели для учебных заведений* | — | — | + | — | 4.2 | 7.1 |
Покоробленность деталей | + | — | — | — | 5.2.12 | 7.16 |
Прочность приклеивания облицовочных материалов* | — | — | + | — | 5.2.12 | 7.2 |
Внешний вид* | + | — | — | — | 5.2.1 | 7.2 |
5.2.2 | ||||||
5.2.3 | ||||||
5.2.8 | ||||||
5.2.9 | ||||||
5.2.10 | ||||||
5.2.12 | ||||||
Габаритные размеры, зазоры | + | — | — | — | 5.2.12 | 7.2 |
Влажность деталей* | — | — | — | — | 5.2.12 | 7.2 |
Качество сборки | + | — | — | — | 5.2.12 | 7.2 |
Требования к фурнитуре | + | — | — | — | 5.2.12 | 7.2 |
Комплектность и возможность сборки без дополнительной подгонки мебели, поставляемой в разобранном виде | + | — | — | — | 5.2.12 | 7.2 |
Блеск защитно-декоративных покрытий рабочих поверхностей столов и парт | — | — | + | + | 5.2.4 | 7.5 |
Требования к стеклоизделиям | + | — | — | — | 5.2.12 | 7.1 |
Стойкость защитно-декоративных поверхностей изделий к пятнообразованию | — | — | + | — | 5.2.5 | 7.4 |
Стойкость покрытий рабочих поверхностей столов к истиранию | — | — | + | — | 5.2.6 | 7.3 |
Ударная прочность защитно-декоративных покрытий изделий | — | — | + | — | 5.2.7 | 7.6 |
Трансформация изделий | + | — | — | — | 5.2.8 | 7.2 |
Устойчивость ученических столов и столов для учителя | — | — | + | + | 5.2.11 | 7.7 |
Жесткость ученических столов и столов для учителя | — | + | + | + | 5.2.11 | 7.7 |
Прочность ученических столов и столов для учителя | — | + | + | + | 5.2.11 | 7.7 |
Долговечность ученических столов и столов для учителя | — | + | + | + | 5.2.11 | 7.7 |
Прочность крепления задней стенки ученических столов и столов для учителя | — | + | + | + | 5.2.11 | 7.7 |
Устойчивость школьных обеденных столов | — | — | + | + | 5.2.11 | 7.13 |
Прочность столов школьных обеденных под действием статической и ударной нагрузок | — | + | + | + | 5.2.11 | 7.13 |
Прочность столов школьных обеденных под действием длительной вертикальной нагрузки | — | + | + | + | 5.2.11 | 7.13 |
Жесткость и долговечность столов школьных обеденных под действием горизонтальной нагрузки | — | + | + | + | 5.2.11 | 7.13 |
Долговечность столов школьных обеденных под действием вертикальной нагрузки | — | + | + | + | 5.2.11 | 7.13 |
Прочность столов обеденных школьных при падении | — | + | + | + | 5.2.11 | 7.13 |
Устойчивость ученических стульев | — | — | + | + | 5.2.11 | 7.8 |
Прочность ученических стульев и их функциональных элементов | — | + | + | + | 5.2.11 | 7.8 |
Долговечность деревянных стульев | — | + | + | + | 5.2.11 | 7.8 |
Устойчивость изделий корпусной мебели | — | — | + | + | 5.2.14 | 7.9 |
Прочность и деформируемость корпуса | — | + | + | + | 5.2.11 | 7.9 |
Прочность основания изделий корпусной мебели | — | + | + | + | 5.2.11 | 7.9 |
Прогиб свободнолежащих полок корпусной мебели | — | + | + | + | 5.2.11 | 7.9 |
Прочность полкодержателей свободнолежащих полок корпусной мебели | — | + | + | + | 5.2.11 | 7.9 |
Прочность верхних и нижних щитов корпусной мебели | — | + | + | + | 5.2.11 | 7.9 |
Долговечность опор качения корпусной мебели | — | + | + | + | 5.2.11 | 7.9 |
Прочность и долговечность крепления дверей с вертикальной и горизонтальной осью вращения, раздвижных и дверей-шторок | — | + | + | + | 5.2.11 | 7.11 |
Жесткость дверей с вертикальной осью вращения | — | + | + | + | 5.2.11 | 7.11 |
Усилие раздвигания раздвижных дверей, дверей-шторок и дверей складных | — | + | + | + | 5.2.11 | 7.11 |
Усилие выдвигания ящика (полуящика) | — | + | + | + | 5.2.11 | 7.10 |
Прочность и долговечность ящиков (полуящиков) | — | + | + | + | 5.2.11 | 7.10 |
Прогиб стационарных штанг | — | + | + | + | 5.2.11 | 7.14 |
Прочность штангодержателей | — | + | + | + | 5.2.11 | 7.14 |
Долговечность выдвижных штанг | — | — | + | + | 5.2.11 | 7.14 |
Прочность выдвижных штанг | — | + | + | + | 5.2.11 | 7.14 |
Усилие выдвигания штанг: | ||||||
начальное | — | + | + | + | 5.2.11 | 7.14 |
конечное | — | — | + | + | 5.2.11 | 7.14 |
Прочность корпуса и крепления подвесок настенных изделий корпусной мебели (метод 1) ГОСТ 28136 | — | + | + | + | 5.2.11 | 7.12 |
Прочность крепления подвесок настенных изделий корпусной мебели (метод 2) ГОСТ 28136 | — | — | + | — | 5.2.11 | 7.12 |
Уровни летучих химических веществ, выделяющихся при эксплуатации мебели в воздух жилых помещений | — | — | + | — | 5.2.11 | 7.15 |
* Показатели контролируют в процессе производства изделия. Примечания 1 Знак «+» означает, что данный показатель контролируется, знак «-» — не контролируется. 2 При типовых испытаниях, кроме показателей, о, могут быть проверены и другие показатели таблицы, на которые оказывают влияние изменения, вносимые в конструкцию, применяемые материалы или технологические процессы изготовления изделия. Термины и определения видов испытаний — по ГОСТ 16504. |
(Измененная редакция, Изм. N 1, ).
6.3 Приемосдаточные испытания
При приемосдаточных испытаниях внешний вид, качество сборки, трансформацию изделий, качество стеклоизделий и зеркал в изделиях мебели проверяют на каждом изделии предъявленной партии. При получении неудовлетворительных результатов хотя бы по одному показателю изделие считают несоответствующим требованиям настоящего стандарта.
Покоробленность деталей в готовых изделиях определяют на 5% изделий от партии, но не менее чем на 2 и не более чем на 5 изделиях.
Покоробленность деталей сборно-разборной мебели определяют на 3% изделий от партии, но не менее чем на 2 и не более чем на 10 шт.
Шероховатость поверхности, не имеющей защитно-декоративных покрытий, комплектность и возможность сборки без дополнительной подгонки изделий сборно-разборной мебели, габаритные размеры, а также выполнение требований, установленных настоящим стандартом к фурнитуре, проверяют на 3% изделий от партии, но не менее чем на 2 и не более чем на 10 изделиях (наборах), отобранных методом случайного отбора.
Если хотя бы одно изделие не соответствует требованиям настоящего стандарта, проводят повторную проверку удвоенного количества изделий, взятых от той же партии, по показателям, по которым были получены неудовлетворительные результаты. Если при повторной проверке хотя бы одно изделие не соответствует требованиям настоящего стандарта, партию считают несоответствующей требованиям стандарта.
6.4 Мебель подвергают приемочным*, квалификационным, периодическим, типовым испытаниям, а также для целей обязательного подтверждения соответствия (обязательная сертификация, декларация соответствия).
6.4.1 Испытаниям для целей подтверждения соответствия, а также квалификационным и периодическим подвергают изделия, прошедшие приемосдаточные испытания.
Испытания для целей подтверждения соответствия допускается совмещать с приемочными, квалификационными и периодическими испытаниями, проведенными в аккредитованных испытательных центрах (лабораториях).
6.4, 6.4.1 (Измененная редакция, Изм. N 1).
6.4.2 Для испытаний от партии отбирают методом случайного отбора образцы в количестве, указанном в таблице 5.
Таблица 5
Наименование изделий | Количество изделий в партии, шт. | |
до 400 включ. | св. 400 | |
Корпусная мебель, ученические столы, столы для учителя, обеденные школьные столы, ученические стулья, парты | 1 | 2 |
Примечания 1 В корпусной мебели и столах испытывают один ящик (полуящик) максимального размера одной конструкции из числа образцов, отобранных для испытаний. 2 В корпусной мебели и столах испытывают образцы дверей каждой конструкции из отобранных изделий мебели. Количество испытываемых дверей с вертикальной осью вращения в пределах одной конструкции устанавливают с учетом градации по высоте — 200 мм. При наличии дверей нескольких размеров по ширине испытывают дверь максимальной ширины. Испытание дверей с горизонтальной осью вращения раздвижных дверей и дверей-шторок проводят на одном образце максимальных размеров по длине и ширине. 3 Из числа отобранных образцов корпусной мебели испытывают по одной штанге максимальной длины каждой конструкции. 4 Испытание настенных изделий корпусной мебели одной конструкции проводят на одном образце наибольших размеров с максимальной функциональной нагрузкой. 5 Испытание ученических столов проводят на образце максимального ростового номера каждой конструкции. |
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.4.3 При получении неудовлетворительных результатов квалификационных испытаний приемку изделий на предприятиях прекращают до устранения причин дефектов и получения положительных результатов испытаний.
6.4.4 При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний изделия мебели представляют на повторные испытания.
При получении неудовлетворительных результатов повторных периодических испытаний приемку изделий на предприятии прекращают до устранения причин дефектов и получения положительных результатов испытаний.
6.4.5 Периодические испытания проводят раз в три года.
Решения для бизнеса
одежда, обувь, продукты, игрушки, косметика, техника Подробнее
материальные, внутрипроизводственные, сбытовые и транспортных организаций Подробнее
табак, обувь, легпром, лекарства Подробнее
мясное, заготовительное, механообрабатывающее, сборочно-монтажное Подробнее
радиочастотная идентификация товарно-материальных ценностей Подробнее
автоматизация учётных операций с алкогольной продукцией Подробнее
Комплектация помещений по ГОСТу
Каждая отдельная аудитория или класс в общеобразовательных заведениях должна быть оснащена с учетом установленного законодательством стандарта. Обустройство кабинетов различается в зависимости от его предназначения. Однако важным моментом является необходимость в наличии всех интерьерных предметов.
Учебные аудитории
С учетом ГОСТ 22046-2016, аудитория включает в себя:
- Парты.
- Стулья.
- Учительский стол.
- Шкафчики для пособий.
Дополнительно может быть гардеробный шкаф, тумбочка для хранения плакатов и полки разного предназначения.
Библиотека
Главной задачей библиотеки является предоставление детям доступа к литературному архиву, а также произведений, который включены в школьную программу. Это могут быть журналы, научно-популярные издания, учебники и т. д. Помимо этого, здесь хранятся все книги, выдающиеся на период обучения. Необходимо:
- широкие шкафчики для учебников и пособий;
- стулья;
- столы для чтения.
Также маркировка школьной мебели по СанПиНу может понадобиться для диванчиков, полок и стендов.
Столовая
Это широкое и просторное помещение, способное вместить множество детей во время перерыва на обед. Для него потребуется как идеальное соблюдение санитарных норм, так и красивый интерьер. Обязательными составляющими столовой являются:
- Обеденные столы разных размеров (большие, средние и маленькие).
- Скамейки или стулья.
Актовый зал
Он используется для проведения праздничных линеек и различных мероприятий. Его основная задача — это возможность вместить множество зрителей, которые смогут полноценно наблюдать за происходящим на сцене. Параллельно с этим, необходимо обеспечить легкое перемените мебели для актового зала и возможность ее выноса в другие помещения для проведения массовых собраний. На основании этого требования, обязательные элементы залов — это соединенные и раздельные стулья.
Здесь не нужны дополнительные мебельные предметы. Это связано с тем, что главный упор делается на организацию сцены и техническое оборудование для выступления и звукового усиления.
Предметные кабинеты
Они предполагают проведение разных опытов и лабораторных работ, использующих различные устройства и химикаты. Для кабинета физики требуется:
- подставки;
- лабораторные столики;
- преподавательский стол для демонстрации;
- шкафы для реагентов с обозначениями.
К учебным аудиториям, в которых преподаются такие предметы как ИЗО и черчение, особо жесткие требования не предъявляются. Занятия проводятся на стандартных партах, но для комфортной учебы пригодятся мольберты из дерева и кульманы.
При личном желании руководства (директора) возможно дополнительное размещение отдельных гардеробных шкафчиков для учеников, которые заменяют классические крючки в коридоре.
Мебельная продукция, подлежащая декларированию
К перечню мебельной продукции подлежащей обязательному декларированию относится:
- мебель бытовая и для общественных помещений;
- мебель лабораторная, за исключением мебели медицинской лабораторной;
- мебель для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- мебель для гостиниц, здравниц и общежитий;
- мебель для театрально-зрелищных предприятий и учреждений культуры;
- мебель для административных помещений;
- мебель для вокзалов, финансовых учреждений и предприятий связи;
- мебель для книготорговых помещений (стеллажи, полки, шкафы, столы);
- мебель для судовых помещений (кают, кают-компаний, ходового мостика, центрального поста управления, помещений для отдыха, столовой, амбулатории).
Полный перечень мебельной продукции, подлежащей прохождению обязательной оценки соответствия требованиям ТР ТС 025/2012, утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 44 от 18 марта 2014 года.
Нормативные размеры
При изготовлении мебели в общеобразовательные учреждения обязательно соблюдение необходимых размеров. Государственные стандарты наглядно описывают, сколько занимаемой площади предусмотрено для каждого типа изделия, какой они должны быть высоты. Например:
- ГОСТ 5994-93. Парты – размеры по ростовой маркировке. Ширина откидной крышки (если есть) – 160-180 мм; двухместные оборудованы пространством 450 х 270 см под ранцы; поверхность сидения плоская или с центральным углублением не более 10 мм; углы стола и крышки парты скруглены в радиусе не менее 10-30 мм.
- ГОСТ 11016-93. Стулья – размеры по маркировке от 1 до 7 под средний рост школьников от 1,05 до 1,9 м с шагом в 15 см.
- ГОСТ 18314-93. Лабораторные столы: размеры по ростовой маркировке; допускаются двухместные с рабочей площадью 1300 мм и трехместные с площадью 1950 мм; высота бортика вдоль крышки – не более 60 мм; размещение лабораторных раковин – не ближе 240 мм от крышки стола.
- ГОСТ 19549-93. Чертежная мебель: размеры по ростовой маркировке; углы стола и крышки парты скруглены в радиусе не менее 10-30 мм; размещение съемных пюпитров – не ближе 350-400 мм со стороны крышки.
Соблюдение ростовых таблиц обязательно и зависит от возрастной категории учащихся. К примеру, маленькие парты и стулья недопустимы к использованию в старших классах.
ПРИЛОЖЕНИЕ А (рекомендуемое)
Цвет и рисунок облицовочных материалов и защитно-декоративных покрытий
Таблица А.1
Цвет и рисунок образца | Крышки столов и парт | Сиденья и спинки стульев | Деревянные каркасы | Металлические каркасы |
+ | + | + | + | |
+ | + | + | + | |
— | + | + | + | |
— | + | + | + | |
— | + | + | + | |
+ | + | + | + | |
— | + | — | +* | |
— | + | — | +* | |
— | + | — | +* | |
Молотковая эмаль серого цвета | — | + | — | + |
Рисунок под ткань | + | + | — | — |
Текстура древесины | + | + | + | Отсутствует |
_________________ * Для окраски металлических и деревянных каркасов мебели допускается применение широкого спектра цветовой отделки, отличающейся высокой насыщенностью цвета, как с матовой, так и с глянцевой отделкой поверхности. Яркие цвета допускаются также для изготовления сидений и спинок стульев из полимеров, разрешенных для использования в школе. Примечание — Знак «+» обозначает, что цвет рекомендуется для указанных изделий, знак «-» обозначает, что цвет не рекомендуется для указанных изделий. |
Материалы
Изделия для меблировки класса в школе производятся из массива мягких пород древесины и пластика. Согласно ГОСТ 30255-95, недопустимо использование токсичного сырья. Школьные парты и шкафы для учебников изготавливаются из ДСП с классом Е1, стулья – из крупного древесного бруса или массива. Внутренняя часть мебели заделывается листами ПВХ. Металлические каркасы обрабатываются полимерными красками. Этой же краской покрываются столы в кабинетах химии и физики для лучшей сопротивляемости действию реактивов. Мебель из дерева покрывается лаком.
Требования к детской мягкой мебели, ее типовые размеры
ГОСТ 16371-2014 содержит подробные правила прочностных характеристик. Например:
- ГОСТ 27627. Стойкость верхнего слоя изделия к химическим воздействиям.
- ГОСТ 28136. Прочность корпуса и креплений настенной мебели.
Материал считается пригодным к созданию мебели для школ, если он:
- Не имеет нежелательных ворсинок или шероховатостей.
- Не источает резкие запахи.
- Не заражен радионуклидами (максимальный допустимый фон – не более 300 Бк на 1 кг массы).
- Устойчив к тепловым и химическим воздействиям.
- Обладает небольшой (0,46 Вт и ниже) теплопроводностью.
Изделия для меблировки школьных классов производятся из массива мягких пород древесины и пластика
Недопустимо наличие нежелательных ворсинок или шероховатостей
Материал должен быть устойчив к тепловым и химическим воздействиям
Цвет и оформление
Выбор цветовой палитры при создании школьной мебели играет важную роль и частично регулируется стандартом ГОСТ 22046-2016. Действующие ограничения:
- Темные элементы разрешены в дизайне различных подставок под учебные пособия, а также для книжных шкафов с обязательными светлыми деталями.
- Недопустимы парты белого цвета, не учитывая металлических креплений.
- Приложение А документа рекомендует использовать холодную пастельную палитру цветов (светло-синий, лиловый, бежевый, светло-розовый и другие) для обивки или покраски мебели.
Классные комнаты и коридоры для начальной школы могут быть оформлены в яркие, но не отвлекающие детей от процесса обучения цвета.
Обустройство помещений для школьных кабинетов в наши дни строго контролируется ГОСТами. Это стандарты, которые с годами становятся все удобнее и все сильнее нацеливаются на заботу об учащихся. Нормы облегчают жизнь и руководству школ: подробные описания позволяют легко и быстро подобрать мебель для новых классов.
Цветовая палитра школьной мебели частично регулируется стандартом ГОСТ 22046-2016
Недопустимы парты белого цвета, не учитывая металлических креплений
Классные комнаты и коридоры для начальной школы могут быть оформлены в яркие цвета
Как маркировать номера парт и стульев по росту (СанПиН)
Ученическая мебельная продукция должна быть промаркирована с учетом ростовой группы детей, которые будут за ней учиться. Существует единая классификация, которая остаётся неизменной и обязательной для всех общеобразовательных заведений. Она включает в себя несколько показателей: ростовая группа, маркированый цвет, высота стола и стула. На этом основании выделяют:
- Первая: 110 — 115 см, оранжевый, 46 и 26 см.
- Вторая: 115 — 130 см, фиолетовый, 52 и 30 см.
- Третья: 130 — 245 см, желтый, 58 и 34 см.
- Четвёртая: 145 — 160 см, красный, 64 и 38 см.
- Пятая: 160 — 175 см, зелёный, 70 и 42 см.
- Шестая: более 175 см, голубой, 76 и 46 см.
Есть и нулевая группа, не включенная в основную таблицу. Как правило, она устанавливается в детских садах и прочих дошкольных учреждениях. Она применима для детей, рост которых не превышает 95 сантиметров. Первая и вторая категории встречаются нечасто, так как среднестатистический рост ребёнка, идущего в первый класс, составляет примерно 130 см.
Технический регламент на мебельную продукцию
С 1 июля 2014 года в силу вступил в силу Технический Регламент таможенного союза ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции». С этого момента подтверждение качества мебельной продукции проверяется именно на соответствие данному Регламенту, а не ГОСТам, как было ранее.
Перечень мебельной продукции, в отношении которой устанавливаются требования настоящего технического регламента, приведен в Приложении 1 Технического Регламента таможенного союза ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции».
Технический регламент ТР ТС 025/2012 не распространяется на:
- мебель медицинскую в том числе специальную типа операционных столов, столов для осмотра, больничных коек с механическими приспособлениями, стоматологических кресел и другую хирургическую, стоматологическую, ветеринарную;
- мебель, предназначенную для использования на воздушном, наземном и подземном транспорте;
- антикварную мебель;
- мебель, бывшую в употреблении и отремонтированную;
- образцы мебели, предназначенные для экспонирования на выставках и для рекламы.