Секреты самостоятельного изготовления изразцов для печей и каминов


Что представляет собой печной изразец

Изразец – это керамическая плитка особой коробчатой конструкции. Ее поверхность может быть шероховатой, если это терракота, либо глянцевой, если это майолика. Плитка также может быть гладкой или с рельефным рисунком. Основное отличие изделия – коробчатый выступ с отверстиями, так называемая румпа. Отверстия предназначены для проволоки, концы которой замуровываются в швах между кирпичами в процессе кладки.

Как устроен изразец

Традиционная облицовка изразцами не предполагает использования ни клея, ни мастики. При такой отделке между изразцами и печной поверхностью образуются особые «воздушные подушки». Они поддерживают длительную теплоотдачу, аккумулируют тепло и равномерно распределяют его по всей площади. Именно поэтому знатоки говорят, что печь, облицованная изразцами, дает нежное тепло. Обжечься об нее невозможно.

Плитка

0 votes

+

Голос за!

Голос против!

Наиболее стандартной отделкой поверхности камина или печи считается кирпич. Но не всегда подобное оформление удачно сочетается с дизайном помещения. Создать изящный и неповторимый вид готового отопительного устройства поможет облицовка плиткой или изразцами. В статье речь пойдет об отделки печи изразцами.

  • Подготовка печи и раствора для облицовки печи изразцами
  • Облицовка изразцами
  • Что такое изразцы для печи

    Изразцы представляют собой разновидность плитки особой коробчатой формы. Применяется подобный вид облицовки на протяжении столетий и является уникальным материалом для оформления.

    Изразцы для печи фото

    Значительным отличием изразца от стандартной плитки является особая форма: оборотная сторона представлена в виде коробки и крепится к поверхности отопительного устройства при помощи вмонтированных штырей. Основа для крепежа подготавливается заранее в процессе монтажа печи – это наиболее практичный вариант. Без подготовительного этапа закрепление изразцов нуждается в дополнительной подготовке поверхности.

    Существует определенная классификация изразцов по виду и форме изделия:

    • плоские – подлежат монтажу только на ровную поверхность;
    • карнизные – предназначены для декорирования портала над карнизом;
    • цокольные – устанавливаются над поверхностью пола, до ряда плоских изразцов;
    • угловые – декорируют угол;
    • фасонные – предназначены для выпуклых частей.

    Основным материалом для изготовления изразцов является глина. По мере роста температуры коэффициент ее расширения полностью совпадает с показателями кирпичной кладки. Из этого следует, что материал имеет высокий уровень теплоотдачи.

    Отличительные свойства облицовки изразцами

    Материал несет в себе не только декоративную функцию, но и обладает рядом преимуществ, по сравнению с кирпичной кладкой.

    • Гигиеничность. Изразцы не требуют дополнительного ухода. Благодаря глянцевой поверхности с них легко убирать пыль и копоть. Кроме того, материал не впитывает гарь внутрь, что положительно влияет на воздух в комнате, где находится печь.
    • Теплоемкость. Толщина изразца и материал изготовления повышает КПД теплообмена в разы.


    • Теплоотдача. Конструкция материала и прослойка между румпой и поверхностью печи, позволяют не только накапливать тепло, но и держать его на протяжении длительного периода после окончания работы обогревательного элемента. Выделяемого тепла достаточно для обогрева помещения в течение 12 часов.

    Изразцы для печи своими руками

    Подготовка глины для изразца

    Для изготовления изразцов необходимо чтобы глина имела определенную консистенцию и структуру. Для этого она должна пройти все этапы подготовки:

    • подготовленные куски материала равномерно распределяются по деревянной поверхности настила;
    • глина тщательно просушивается;
    • получившиеся сухие комки доводятся до порошкообразного состояния при помощи трамбовки;
    • порошок из глины просеивается для удаления мелкого сора;
    • завершающим этапом в подготовке глины является отмучивание. Для этого получившийся порошок помещается в специальное просеивающее устройство с отверстиями, которые плотно закрываются перед процедурой. Емкость заполняется водой, которая спускается по мере высветления массы. В результате процедуры раствор разделяется на плотный и жидкий слой глины. Именно жидкая масса в дальнейшем будет задействована в процессе изготовления изразцов;
    • жидкая глина проходит просушку до состояния густой сметаны, после чего перемешивается несколько раз для придания материалу пластичности.

    Формирование модели изразца

    Готовое изделие может обладать гладкой или структурной поверхностью. В первом варианте изготавливается только плоская основа изразца. Рельефный рисунок нуждается в более трудоемком процессе.

    Заготовка в виде комка глины раскатывается в плоскую лепешку. Излишние края отсекаются специальным инструментом – стеком. Размер готового изделия определяется исходя из размера печи, в которой будет проводиться процедура обжига. Фронтальная сторона выравнивается правилом.

    Формирование рельефа:

    • с использованием скульптурных стеков наносится рисунок;
    • скатанные валики из глины выкладываются по намеченным линиям;
    • пространство между ними заполняется глиняной массой;
    • края рисунка равняются стеками.

    Изготовление формы изразца. Материал выполнения формы — гипс. Работа с ним должна быть быстрой по причине скорого застывания. Изготовление формы должно занимать не больше 20 минут. Ход работы:

    • установка опалубки по размеру плитки;
    • раствор из гипса и воды готовится в соотношении 7:10;
    • модель смачивается водой и погружается в рамку;
    • опалубка заливается гипсом;
    • по прошествии времени рамка снимается.

    Готовая форма тщательно промывается и просушивается. Срок эксплуатации заготовки позволяет использовать ее до 200 раз.

    Формовка изразца для печей и каминов

    В процессе изготовления изразца, осуществляются следующие этапы:

    • дно формы застилается тонким слоем глины и тщательно утрамбовывается для прорисовки рельефа;
    • выкладывается оставшаяся часть материала;
    • последний слой выравнивается правилом;
    • по краям устанавливаются глиняные бортики — румпы;
    • в углах румпы формируются отверстия для монтажа;
    • заготовка изразца должна тщательно просохнуть (период сушки занимает от 3 до 5 суток);
    • завершающим этапом производится обжиг изделия в муфельной печи при температуре 950 С0 в течение 4 часов.

    После полного остывания изразец можно вытаскивать из печи и покрывать олифой в несколько слоев. Рисунок на материал наносится при помощи масляной краски. Готовый изразец покрывается лаком, чтобы уберечь рисунок от стирания и смены цвета.

    Подготовка печи и раствора для облицовки печи изразцами

    Облицовочные работы по установке изразцов – трудоемкий процесс. Недостаточный уровень мастерства может повлиять на качество готовой отделки печи. В таком случае лучше обратится к профессионалам. Стоит помнить о том, что цена изделия и работы будут довольно высокими.

    Но цена вполне оправдана, так как облицованная изразцами печь будет служить, и иметь прекрасный внешний вид очень долгий период времени. К тому же материал имеет высокий коэффициент теплоотдачи. Это значит, что даже после остывания печи, покрытие будет еще некоторое время выделять тепло. Не боятся изразцы и резкого перепада температур — это достаточно высокопрочный материал. А их экологичность не оставляет сомнений.

    Подготовка поверхности:

    • Тщательно подготавливается поверхность печи. Если печь свежей кладки, то необходимо удалить излишки раствора. Для реконструкции старой системы отопления, нужно полностью избавиться от старой отделки. Для этой цели желательно использовать широкий шпатель или жесткую щетку.
    • Имеющиеся швы заглубляются на уровень 1 см, для улучшения сцепления с раствором.

    • Плоскость печи покрывается строительной сеткой. Она позволит усилить уровень жесткости и соответственно увеличит срок эксплуатации поверхности.

    Изготовление раствора

    • Вариантов использования раствора для установки изразцов всего два: глиняный и цементный. Более трудоемким процессом является нанесение смеси из глины, но такой способ отличается долговечностью и теплоустойчивостью.
    • Для подготовки раствора из глины необходимо пропустить материал через сито для избавления от сора. Затем масса смешивается с песком в пропорции: 2 к 1. Стоит учитывать тот факт, что чем больше доля песка, тем раствор будет менее эластичным. Поэтому пропорции следует соблюдать максимально точно.
    • В отношении качества песка, предпочтение желательно отдать морскому или горному, нежели речному. Они дают меньший эффект усадки, и следовательно гарантируют ровную поверхность после высыхания.
    • Глиняная масса заливается водой, и сутки выдерживается в прохладном месте. Это позволит ей максимально впитать воду и приобрести необходимую для работы эластичность. После чего в раствор нужно добавить песок и тщательно размешать до консистенции густой сметаны.

    Совет: для усиления огнеупорных свойств облицовочной поверхности в раствор можно добавить шамотный порошок. Он не только улучшит качество покрытия, но и позволит избежать появления трещин в области швов при максимально высоких температурах.

    Особенность цементного раствора предполагает его использование только в случае отопления дровами. Уголь и более высокотемпературные варианты топлива приведут к разрушению покрытия. К тому же, несмотря на более легкое изготовление, в сравнении с глиняным, данный раствор имеет более короткий срок эксплуатации.

    Раствор из цемента для установки изразцов готовится следующим образом:

    • цемент смешивается с песком из расчета 1:3;
    • в получившуюся смесь поэтапно добавляется вода;
    • для замеса лучше всего использовать специальную насадку на дрель — «миксер»;
    • готовый раствор должен отличаться пластичностью и однородностью.

    Совет: Процесс усадки раствора из цемента и песка происходит очень быстро. Для уплотнения состава в него можно добавить небольшую порцию любого стирального порошка.

    Облицовка изразцами

    Проводя облицовочные работы по установке изразцов, необходимо максимально точно придерживаться технических норм. Это позволит избежать в дальнейшем нежелательных нарушений целостности поверхности.

    Этапы работ:

    • первоначально производится замер декорируемой поверхности и рассчитывается количество материала, учитывая углы и порталы печи;
    • все изразцы перед установкой необходимо замочить в воде, что значительно усилит сопротивляемость материала против высоких температур;
    • крепление материала производится от угла печи, с соблюдением линии укладки, при необходимости в работе можно использовать направляющие маяки;

    • раствор наносится по всей поверхности румпы, в этот момент стоит внимательно следить за плотностью материала, так как образовавшиеся воздушные карманы в дальнейшем могут привести к отслоению облицовки;
    • при креплении тяжелых по весу изразцов надо увеличить количество раствора и добавить в него бой кирпича для улучшения адгезии;
    • в отверстия румпы необходимо вставить специальные металлические штыри, при этом загнув края для улучшения сцепления поверхностей;
    • на краях штырей закрепляется проволока, которая соединяется с саморезами, предварительно вмонтированными в кладку печи;
    • изразцы связываются между собой и с поверхностью печи при помощи проволоки;
    • полое пространство между румпой и поверхностью печи заполняется щебнем или битым кирпичом.

    После укладки первого ряда, остальные устанавливаются аналогичным способом с соблюдением промежутка на шов. По окончанию работ все швы тщательно затираются раствором на основе гипса. Для придания монолитности рисунку, в затирку необходимо добавить колер сходного с основным материалом цвета.

    • Во время работы стоит обратить внимание на различный размер изразцов и отличие оттенков. Справится с несоответствием размеров облицовочных материалов несложно. Достаточно воспользоваться болгаркой и обработать края при помощи рашпиля. Перед процедурой шлифовки на поверхности изразца необходимо сделать небольшой скос.

    Совет: если нужно распилить изразец — перед процедурой предварительно производится запил на лицевой поверхности. В противном случае можно получить расколы по краям шва.

    • Что касается цветового решения, то гармоничным считается формирование рисунка с наименьшими переходами между изразцами разных оттенков. Специалисты в области облицовки печей рекомендуют использовать наиболее классический способ распределения цветовой гаммы от темных к более светлым цветам. Темную гамму стоит использовать в нижней части печи. Такое решение связано с тем, что сажа от огня будет постепенно оседать на поверхности изразцов и на более темных вариантах она будет менее заметна.
    • Не стоит выкидывать изразцы с дефектами (сколами, нарушением целостности рисунка, трещинами). Все они могут пригодиться в области примыкания к поверхности стены, либо других малодоступных местах.

    Печь, облицованная изразцами — это не только дань моде, но и решение вопроса качества отопления помещения. Обладая высокими показателями теплоотдачи, прочности и экологичности, они могут стать прекрасным вариантом для оформления нагревательного устройства.

    Готовим глину

    Начинаем с заготовки глины. Если предполагаются самостоятельные заготовки материала, то лучше проводить их летом или в самом начале осени. Глину, разбитую на небольшие комки, необходимо тщательно просушить на солнце. Затем специальной трамбовкой разбиваем комья и просеиваем глину, чтобы удалить все примеси. Заливаем полученный материал водой и хорошо размешиваем. Сливаем всплывший на поверхность мелкий мусор. Повторяем это несколько раз. Очень удобно использовать специально подготовленную емкость.

    В ней на разной высоте от дна проделываются отверстия, поначалу закрытые пробками. По мере промывания отверстия открываются, вода сливается и остается только жидкая глина. Жидкий материал вычерпывается и выливается в широкую емкость. Затем ставим глину на солнце, чтобы лишняя вода понемногу выпаривалась. Массу постоянно перемешиваем. Позже, когда глина станет похожа на густое тесто, хорошенько вымешиваем ее руками, чтобы придать массе пластичность. Материал готов к работе.

    Приготовление глиняной массы

    Советы по выбору материала

    При покупке стоит уделить особое внимание качеству материала. Плитка не должна быть поврежденной, хрупкой, иметь какие-то дефекты. Внимательно осмотрите торец изделия.

    Если он имеет большое количество пор – воздержитесь от покупки. Ведь такая плитка будет впитывать большое количество влаги, а при воздействии температуры может деформироваться. Качественный печной изразец послужит вам на протяжении длительного времени, а с плохим материалом возникнут трудности уже на этапе установки.

    Размер деталей имеет важное значение. У каждого производителя размеры отличаются, но они должны быть в рамках ГОСТа:

    • 45-50 – по толщине;
    • 200 на 200, 220 на 220, 205 на 130 – по площади.

    Дополнительные советы:

    1. Необходимо сравнить плитки одной партии между собой. Если они отличаются больше, чем на 10 мм, то вам вряд ли удастся выложить красивое полотно.
    2. Перед покупкой или изготовлением материала рекомендуется подсчитать, сколько плиток каждого вида (фасадных, цокольных, угловых) необходимо для вашей печи.
    3. Следует прибавить к полученной сумме несколько образцов для непредвиденных расходов: боя, царапин, сколов и других повреждений. Даже если вы не используете весь материал, его можно оставить на случай, если некоторые элементы декора повредятся во время эксплуатации.
    4. Следует определиться и со стилем будущей изразцовой печи. В широком выборе представлена плитка в голландском, испанском, русском, ярославском стилях.

    Изготавливаем гипсовую форму

    Сделанные своими руками изразцы для печи могут быть самых разных размеров и форм. Выбрав нужную, лепим глиняную заготовку, с помощью которой впоследствии будем изготавливать гипсовую форму. Берем кусочек глины и формуем из нее плоскую лепешку. Острым ножом вырезаем нужную фигуру. Берем правильце и аккуратно выравниваем грани модели. Начинаем лепить рельефный рисунок. Берем стек и наносим на заготовку эскиз узора. Лепим из глины валики и укладываем их по намеченным контурам и по периметру детали.

    Рельефный рисунок на изразце может быть выпуклым или вогнутым

    Постепенно заполняем форму, стеком оформляем все необходимые углубления узора. Готовую форму слегка разравниваем влажной салфеткой из ткани. Из деревянных брусочков готовим рамку. Помещаем в нее готовую модель. Теперь она готова к заливке. Разводим гипс. Для этого берем 10 частей воды и постепенно добавляем 7 частей гипса. Хорошо размешиваем полученный раствор. Использовать его нужно сразу же после изготовления, иначе уже через несколько минут он начнет терять пластичность.

    Лепка модели из глины

    Глиняную форму в опалубке увлажняем водой из пульверизатора и заливаем гипсовой смесью. Сначала заливаем тонкий слой так, чтобы были закрыты детали узора. Затем наливаем смесь до верха опалубки. Через 15 минут, после того как гипс затвердеет, снимаем деревянную рамку и оставляем форму до полного просушивания. После высыхания аккуратно отделяем глиняную деталь, она должна легко сняться. Полученную гипсовую форму хорошо моем и сушим. Теперь ее можно использовать для производства изразцов.

    Изготовление формы из гипса и тиснение в ней изразца

    Виды изразцов

    По форме и назначению изразцовую керамику делят на несколько основных видов. Среди них:

    • плоские плиты – элементы, которыми покрывают основную площадь камина;
    • угловые – предназначены для декорирования углов;
    • цокольные и карнизные – рассчитаны на отделку нижней и верхней зон печи соответственно;
    • фасонные – угловые плитки, которые необходимы для оформления углов сложной формы.

    Варианты изразцовой плитки

    Формуем и обжигаем детали

    Готовую форму заполняем мягкой глиной. Аккуратно вдавливаем ее в рельеф, следя за тем, чтобы все выемки были заполнены. Берем правильце и равняем поверхность. Теперь делаем деталь объемной. Вылепливаем из глины четыре брусочка и укладываем их на заготовку. Это будет румпа. Не забываем проделать отверстия под проволоку. Ждем, пока отформованный образец слегка затвердеет. Аккуратно извлекаем его из формы.

    Берем предмет с гладкой поверхностью, это может быть округлый камушек, стеклянный пузырек или металлическая ложка, и осторожно полируем поверхность заготовки до появления мягкого блеска. Теперь изразец нужно оставить до полного высыхания. Высохшие заготовки укладываем в муфельную печь, перекладывая маленькими кусочками кирпича, иначе они слипнутся. Обжигаем изделия 3-4 часа при температуре порядка 900С. После обжига детали не достаем из печи, а оставляем их внутри до остывания.

    Плоский изразец может быть украшен многоцветным узором. Проще всего выполнять его в технике холодной росписи

    Цена вопроса

    Стоимость авторского облицовочного комплекта не может быть низкой (цены стартуют от 200 тысяч рублей), однако необходимо понимать, что вы приобретаете не утилитарную облицовку, а художественное произведение. И, кстати, можете сами поучаствовать в его создании, предложив сюжет композиции или высказав идею, касающуюся стиля оформления печи.


    Традиционно ценится немецкая керамика, которую можно заказать в российских представительствах ведущих фирм или по интернету. Фото: Gutbrod Keramik

    Глазуруем детали

    Чтобы приготовить глазурь, необходимо развести жидкий заварной крахмальный клейстер. Смешиваем его с тонко измельченным стеклом. Консистенция готовой глазури должна напоминать жидкую сметану. В этот раствор окунаем изразцы, расписанные ангобами, или изделия без росписи. Оставляем детали для просушивания, а потом вновь обжигаем. Клейстер впитается в глиняные поры и подсохнет, а на поверхности изделия останется тонкий слой глазури.

    Приготовление толченого стекла, роспись и глазурование изразца

    Изразцовые печи и камины – очень красивые и практичные отопительные приборы. Они создают особое «нежное» тепло, которое делает любое помещение комфортным и уютным. При желании изразцы можно попробовать сделать своими руками, это вполне возможно, но достаточно хлопотно и требует наличия определенных навыков работы с керамикой. Гораздо проще купить готовые изделия. В любом случае печь, облицованная изразцами, будет долгие годы радовать своим колоритным внешним видом.

    Сколько стоят?

    Изразцы для украшения интерьера вы можете приобрести в специализированных магазинах. Опытные консультанты смогут быстро сделать подсчет необходимого количества товара. Они помогут вам определиться со стилем и рисунком, а также сориентируют по стоимости.

    Стоит учитывать то, что отделка печи изразцовой плиткой обойдется вам намного дороже, чем другими материалами. В среднем цена одной детали такой отделки – 300 руб.

    За один квадратный метр придётся заплатить от 11 000 руб. За облицовку средней печи нужно заплатить примерно 50 000 руб. А камин поменьше обойдется от 30 000 руб.

    Стоит обратить внимание на то, что все цены условные. Предоставив продавцу эскиз печи и ее параметры, вы можете узнать точную сумму.

    Красивые примеры в интерьере

    Если вы задумались о декоре печи с помощью изразцов, важно подобрать наиболее удачное решение для вашего интерьера. Рассмотрите следующие реальные примеры декора, которые смогут вдохновить вас на собственный дизайнерский проект:

    • Традиционная печь с лежанкой в русском стиле может превосходно сочетаться с древесиной в интерьере. Очень часто яркие изразцы используют в интерьере деревянных домов из бруса. За счет простоты отделки пола и стен печь, полностью выложенная броскими изразцами, смотрится особенно нарядно и самобытно.
    • Для декора камина в неоклассическом интерьере можно использовать стильные и сдержанные английские изразцы. Они изысканно подчеркнут ваш очаг и не будут диссонировать с остальными элементами интерьера.
    • Для обстановки в стиле модерн могут превосходно подойти восточные изразцы со сложными узорами. Они наверняка станут изюминкой такого интерьера.

    В видео ниже смотрите процесс декорирования печи изразцами.

    Австрийские изразцовые печи

    Хоэнзальцбург — старинная крепость на вершине холма Фестунгсберг в городе Зальцбург, построенная в 1077 году архиепископом Гебхардом, — является одним из крупнейших средневековых замков Европы. С тех пор крепость неоднократно перестраивалась, поэтому сегодня от постройки Гебхарда остался только фундамент. Несмотря на мощные стены и внушительный вид замка, он всегда сдавался противнику без боя.

    За всю историю замок только один раз подвергался осаде, да и то речь шла о вооруженном восстании крестьян в 1525 году, и в нем отсиживались испуганные феодалы. Сейчас в замке крупнейшее собрание экспонатов военной истории Австрии и одна из самых крупных коллекций военного оружия разных исторических эпох.


    Керамическая печь в Инсбрукском музее ремесел

    В крепости Хоэнзальцбург сохранились две старейшие в Европе изразцовые печи XVI века. Эти печи относятся к средневековому готическому искусству и облицованы керамическими изразцами, покрытыми свинцовыми глазурями. На изразцах сохранились прекрасные скульптурные изображения религиозных сцен («Изгнание Агари» из Ветхого Завета), двенадцати апостолов и царствующих персон.


    Исторические изразцы, найденные при раскопках Нижнего замка

    Еще один шедевр венской архитектуры — Дворец Кински в Вене. Он интересен не только тем, что является необыкновенно красивым строением в стиле барокко, но и тем, что это полноценно функционирующее здание. В нем проводятся аукционы произведений искусства, а также светские и дипломатические мероприятия. Например, именно там проводились переговоры ЕС о статусе Косово.


    Нижний замок в Вильнюсе

    Дворец был построен по заказу графа Вириха Филиппа фон Дауна и его строительство началось в 1717 году под руководством архитектора Иоганна Лукаса фон Хильдебрандта. В 1784 году дворец был продан графу Францу Иосифу Кински — директору венской военной академии и автору множества трудов по военным наукам. Дворец часто называют Даун-Кински по именам его именитых владельцев. Дворец относится к стилю барокко, имеет в своих интерьерах многочисленные произведения искусства, а фасад и его декоративные элементы задавали стиль всей Вене вплоть до XIX века.


    Исторические изразцы, найденные при раскопках Нижнего замка

    Во дворце Кински сохранилась замечательная изразцовая печь 1740 года. Эта печь является типичным представителем венских печей XVIII века, имеет пейзажные и жанровые живописные панно, многочисленные рельефные фризы и, конечно, скульптурные «ноги» в виде львов.


    Реконструированные изразцовые печи 16 века в Нижнем замке

    Музей ремесел в Инсбруке. В 1888 году перед лицом наступающей индустриализации и на волне движения Arts & Crafts тирольские ремесленники решили открыть музей народного искусства и ремесел. К 1903 году музей был открыт в здании бывшего францисканского монастыря в Инсбруке. В коллекции музея были собраны прекрасные образцы прикладного искусства, принадлежавшие самым разным слоям общества. Здесь и вещи крестьянского быта, и культовые религиозные объекты, и изысканные предметы искусства из домов тирольских дворян и буржуазии.

    Представляем вашему вниманию изящную керамическую печь из Инсбрукского музея прикладного искусства. Это кобальтовая изразцовая печь в стиле ренессанс с белыми фаянсовыми барельефами.

    Литовские изразцовые печи


    Главное здание дворца Вилейшиса
    Один из замечательных объектов культурно-исторического наследия Литвы — это Вильнюсский Нижний замок, в котором сейчас расположен Музей правителей Великого княжества литовского. Восстановление замка — наверное, один из самых масштабных проектов по возрождению литовской государственности и воскрешению из небытия множества прекрасных образцов средневекового искусства. Экспозиция представлена в хронологическом порядке, и в ней освещены три основных периода в искусстве: готика, ренессанс, раннее барокко.


    Круглая керамическая печь во дворце Вилейшиса

    При восстановительных и археологических работах были найдены мозаики, керамические и каменные архитектурные элементы и множество старинных печных изразцов, относящихся к периодам правления Сигизмунда Старого (1506—1548) и Сигизмунда Августа (1548—1572). Всего при раскопках было найдено более 300 тысяч артефактов. Экспозиция музея освещает периоды с XIII по XVII век, вплоть до вхождения Великого княжества Литовского в Речь Посполитую и утраты ею государственности.


    Зеленый камин в стиле модерн в спальне

    Печные изразцы составляют самую большую группу архитектурной керамики Нижнего замка. Было найдено более двадцати различных видов изразцов с княжескими гербами и аллегорическими изображениями мифологических и библейских персонажей.

    Наибольшее число изразцов, найденных на территории Нижнего замка, относятся к эпохе Возрождения. Это изразцы с многоцветной глазурью и сюжетами гравюр известных немецких художников 16 века: Лукаса Кранаха, Альбрехта Дюрера, Ганса Себастьяна Бехама. В наши дни в Нижнем замке была произведена реконструкция печей XVI века.


    Изразцовая печь завода Abo kakelfabriks aktiebolag (AKF)

    Не менее выдающимся образцом искусства начала XX века является архитектурный ансамбль в Вильнюсе — дворец Вилейшиса, построенный в 1906 году по заказу Петраса Вилейшиса архитектором Августом Кляйном.


    Замок Хоэнашоу

    Петрас Вилейшис (1851—1926) — литовский политический деятель, инженер и меценат, просветитель и подвижник возрождения литовской письменности и национальной литовской культуры.


    Рельефный изразец Ганса Краута

    Первоначально архитектором было предложено два проекта дворца — в неоклассическом стиле и в необарокко. Вилейшис выбрал необарокко по причине соседства будущего замка с католическим костелом Святых Петра и Павла в стиле барокко, по праву считающимся жемчужиной этого стиля.

    Дворец был построен Вилейшисом не только для проживания своей семьи, но и для проведения в нем различных культурных мероприятий. Уже с 1907 года во дворце регулярно проводились художественные выставки литовских художников.


    Изразцовая печь Краута в музее Виктории и Альберта, 1577

    После Второй мировой войны здание дворца было передано академии наук Литвы, и с 1947 года в нем разместился институт литовского языка и литературы.

    Во дворце, имеющим интерьеры в классическом, неоклассическом и барочном стиле сохранилось тринадцать печей, выполненных в этих же стилях

    Особое внимание обращает на себя зеленый камин, выполненный в стиле модного тогда арт-нуво


    Готическая изразцовая печь в замке Хоэнашау

    Изразцы для печей во дворце произведены финляндским — Abo kakelfabriks aktiebolag (AKF), чьи модели мы активно используем в своей работе и о котором писали в нашей статье о финских изразцовых печах начала XX века. Интересен тот факт, что в гостиной дворца Вилейшиса стоит точно такая же изразцовая печь в стиле барокко, как в реконструированной Усадьбе Всеволожских в Москве.

    Немецкие изразцовые печи

    Германия — страна талантливых ремесленников, поэтому неудивительно, что самые интересные старинные печи были сделаны именно немецкими мастерами.


    Изразцовая печь в замке Гейдельберг

    XVI век — период расцвета европейского Возрождения. Мир «темного» средневековья был сломан. Люди воспряли духом, приобрели достаток и новую уверенность в себе. Это период эйфории человеческого духа, давший много для развития европейской цивилизации во всех направлениях человеческой деятельности.

    Выдающимся и самым известным керамистом эпохи Возрождения в Германии стал Ганс Краут.


    Рокальная фаянсовая печь завода Штоккельсдорф в Любеке

    Иоганн Варфоломей Краут (1532-1596), называемый чаще Ганс Краут, — гончар из Южной Германии, известный также и за ее пределами. Создатель многочисленных керамических изделий при австрийском дворе. Самая известная его работа из сохранившихся — изразцовая рельефная печь 1577 года, хранящаяся в музее Виктории и Альберта.


    Изразцовая печь в замке Гейдельберг

    Ганс Краут по праву считается одним из наиболее значимых керамистов Южной Германии, ибо он был одним из первых, кто перенес итальянскую майолику через Альпы. Он создавал множество новых для Германии изделий в стиле Итальянского Возрождения, используя рисунки Гольбейна и Рафаэля, хотя основной его интерес был в скульптуре.


    Изразцовые печи в музее печей и керамики в Фелтене

    Краут внес немалый вклад в декоративно-прикладное искусство Германии, используя скульптуру и барельеф в своей керамике. Мастерство его было настолько велико, что при дворе эрц-герцога Фердинанда Второго его обвинили в колдовстве, и в итоге он даже был похоронен за пределами христианского кладбища. Двое из его сыновей стали последователями своего выдающегося отца, и фамилия Краут была известна среди гончаров до XVIII века.


    Музей печей и керамики в Фелтене

    Немецкие ремесленники всегда были восприимчивы к новым веяниям в технологиях и педантичны в их реализации. Германцы настолько преуспели в производстве печей, что на протяжении столетий формы для производства керамики приобретались у них многими европейскими производителями печных изразцов и кафеля. Наверное, поэтому самое большое собрание различных изразцовых печей можно найти именно в Германии, где прикладное искусство идет в ногу с архитектурой, повторяя все основные направления в искусстве: из готики через ренессанс к барокко, бидермейеру и модерну.


    Изразцовые печи в музее печей и керамики в Фелтене

    Расцвет немецкого изразцового искусства приходится на XVII-XVIII век. К этому периоду относятся изразцовые печи в замке Хоэнашау в Баварии, в замке Гейдельберг в Баден-Вюртенберге и во многих других замках Германии.

    Нельзя не упомянуть прекрасные рокальные печи, сделанные на фаянсовом заводе Штоккельсдорф в Любеке под руководством еще одного знаменитого немецкого керамиста Иоганна Бухенвальда.


    Изразцовые печи в музее печей и керамики в Фелтене

    Иоганн Георг Людвиг Бонифаций Бухенвальд (1723—1806) — художник и руководитель нескольких фаянсовых заводов в Шлезвиг-Гольштейне, является одним из самых значимых немецких мастеров-керамистов.

    Под художественным руководством Иоганна Бухенвальда немецкий фаянс стал одним из лучших в Европе, в том числе с точки зрения своей историко-художественной ценности.


    Буржуйка с изразцами в стиле арт-нуво в музее в Фелтене

    Еще один производитель изразцовых печей в Германии — Мейсенская мануфактура, которая дала начало предприятию Карла и Эрнста Тайхертов, выпускавшему изразцовые камины и печи до середины XX века. Примечательна изразцовая стена производства мануфактуры Мейсена, существующая до сих пор в Дрездене.

    Но наиболее объемная коллекция немецких керамических изразцовых печей собрана в музее печей в Фелтене. Такой большой экспозиции печей всех эпох и стилей, собранной в одном месте, наверное, нет больше нигде в мире.

    Здесь представлены древние готические изразцовые печи, необыкновенные печи эпохи Ренессанса, чудесные миниатюрные барочные печи, причудливо-изогнутые печи в стиле рококо и, конечно, изумительные печи эпохи модерна.


    Изразцовая печь в стиле ампир в музее печей и керамики в Фелтене

    В рамках одной статьи совершенно невозможно описать все европейское изразцовое и печное искусство — этому можно посвятить целую книгу. Но мы надеемся, что нам удалось заинтересовать вас и, возможно, вы выберете время, чтобы посетить упомянутые нами места и особенно музей печей и керамики в Фелтене.

    Адрес музея

    :

    Ofen- und Keramikmuseum Velten

    Wilhelmstraβe, 32

    16727 Velten

    Telefon: 03304 / 3 17 60

    Fax: 03304 / 50 58 87

    1. russian-mayolica.ru
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]