Каждая страна и каждая культура имеют уникальный стиль, когда дело доходит до дизайна интерьера. Но в условиях глобализации мир все больше заинтересован во вдохновении разных культур. Арабский стиль, пожалуй, самый выдающийся этнический стиль как в архитектуре, так и в дизайне интерьера. Созданная и развитая под сильным влиянием ислама, арабо-мусульманская культура, тем не менее, сохранила свою идентичность и целостность. Сегодня арабский стиль имеет все больше поклонников в Европе из-за явной тенденции к роскоши и элегантности.
Существует заблуждение, что некоторые стили дизайна интерьера легко реализовать. Некоторые считают, что достаточно повесить картины с изображением вишни или использовать кровати и низкие столы, чтобы назвать интерьер «японским стилем», или использовать ковры, шторы и шелка для арабского стиля.
На самом деле арабский стиль интерьера, как и другие темы дизайна, значит гораздо больше. Это означает разрабатывать правила, изучать традиции соответствующих людей (которым несколько тысячелетий) и применять их даже в меньших масштабах.
Не нужно идти по этой теме во всем жилом пространстве, достаточно обустроить гостиную или спальню, но делайте это в чистом арабском стиле, где дома полны деталей, с множеством роскошных предметов, с экстравагантной и экзотической мебелью, которая создает ощущение, что вы просто идете во дворец.
Обустройство комнаты в восточном стиле предполагает использование многочисленных декоративных аксессуаров, цветного текстиля, в которых преобладают цветочные и геометрические мотивы, и которые могут быть расположены необычным образом на полу, на стенах и даже на потолке комнаты. Создание мистической, причудливой атмосферы — это то, что арабский дизайн интерьера знает лучше всего, позволяя вам использовать любой предмет роскоши в любой комнате, которую вы хотите.
Немногие стили дизайна можно сравнить со способностью арабского стиля превращать мягкое, казалось бы, пустое пространство в роскошное, используя слои цвета и текстуры.
Особенности арабского стиля
- Арабский дизайн выгодно отличается от прочих своей религиозной составляющей. Священный Коран вносит запреты на присутствие в оформлении жилища скульптур и живописных изображений людей и животных. Поэтому при оформлении помещений используется преимущественно мозаичная графика, узоры из геометрических линий и фигур, изысканные и сложные орнаменты, успешно применяется флористическая тематика.
- Панели на стенах выполняются квадратной, ромбовидной или шестиугольной формы, даже ковры и напольная плитка украшены соединениями геометрических фигур. В комнате обязательно имеется четко обозначенный и оформленный центр.
- Самыми популярными архитектурными формами арабского стиля являются сфера и полукруг, соединенные в сложные конструкции, в результате чего получаются изысканные арки и величественные проемы для окон.
- По традиции восточный стиль не подразумевает присутствия привычных дверей. Пространство разграничивается занавесями, арками и полуарками, колоннадами. Арабский дизайн подразумевает некое уединение, поэтому ему не присущи модные европейские открытые планировки.
Сооружения средневековой архитектуры
С развитием строительства стало появляться много культовых и светских сооружений. К первым можно отнести:
- мечети;
- мавзолеи;
- медресе.
А среди вторых фигурируют дворцы правителей, городские стены, включающие ворота, мосты, башни и т. п. , цитадели и крытые рынки. Величие арабской архитектуры Средних веков завораживает и поражает, она удивительно гармонична.
Мечеть для молитвы
Одним из самых значимых древних культовых мест являются мечети. Они создавались по примеру дома Мухаммеда (570−632 гг.), характерным признаком которого был навес, стоящий на стволах пальм и находящийся с южной стороны огороженного двора. Сам двор мог иметь прямоугольную или квадратную форму, а окруженная глухими стенами мечеть внешне напоминала крепость. Эти стены служили неплохой защитой для города, в них пробивались входы, хотя ни один из них не выделялся как главный.
Двор имел особое значение. Одна из его сторон — та, которая была направлена к Мекке — выделялась более глубокой аркадой, образующей ряды молитвенного зала. Столбы и колонны служили опорой для арок. Венчал мечеть купол, опирающийся основанием на четыре стороны квадрата, в угловых частях которого были перекинуты небольшие арки. Кстати, арки по проекту выполнялись различной формы: наиболее часто встречались арки в виде подковы либо стрельчатые с одной или тремя лопастями.
В стене, направленной к Мекке, располагалась ниша (михраб), которую богато украшали. В мечети, в отличие от христианских храмов, отсутствует центральная ось, которая направляет молящихся к святилищу. Для проповедника в молитвенном зале устраивалось специальное возвышение — минбар. Оно располагалось на ближнем расстоянии от михраба. Зачастую минбар выглядел как очень высокое кресло, расположенное на постаменте с крутыми ступенями, и обшивался резными панелями из дерева. Для массивных Коранов делались деревянные стойки, которые красиво украшались.
Мечеть Юч Шерефели
Небольшой турецкий город Эдирне недалеко от современной границы с Болгарией в середине XIV века почти на столетие стал столицей Османской империи. В 1437–1447 годах при Мураде II рядом с уже существовавшей большой Старой мечетью было построено новое огромное здание, получившее из-за трех площадок для муэдзина (служителя мечети, призывающего на молитву) на одном из ее минаретов прозвище Юч Шерефели-джами — «Мечеть трех балконов».
До того момента османские архитекторы, увлекшись под влиянием византийских построек купольными перекрытиями, не рисковали создавать купола диаметром более 12 метров, а вместительные залы городских мечетей составлялись из одинаковых купольных ячеек. В мечети Эдирне мастер возвел огромный купол диаметром 24 метра, что превратило его творение в самое грандиозное османское здание XV века, маркирующее начало классического этапа турецкой культуры.
Выделение в интерьере доминирующего подкупольного пространства потребовало усложнения конструкции здания: купол опирается не на четыре, а на шесть точек, две из которых оказываются шестигранными столбами, стоящими на поперечной оси зала. Эти столбы предопределили появление угловых ячеек, составляющих своеобразные боковые крылья интерьера, а перекрытие этих ячеек куполами создало необычную для исламской архитектуры пятиглавую композицию здания.
Сочетание в плане подкупольного шестиугольника и угловых квадратов привело к образованию между ними треугольных ячеек. Архитектор поставил над ними световые фонари, обеспечив равномерное освещение молитвенного зала и предвосхитив залитые светом мечети «великолепного века» Великолепный век — эпоха расцвета Османской империи, XVI–XVII века..
Новшеством «Мечети трех балконов» стало возвращение в планировку большого двора, свойственного арабским мечетям: до этого османские мечети обходились фасадными портиками. Именно в Эдирне формируется композиция (центрально-купольный зал и окруженный купольными галереями двор), которая позже станет обязательной для больших султанских мечетей Стамбула. По углам двора Юч Шерефели-джами впервые поставлены четыре минарета — тем самым был не только заложен новый стандарт фиксации территории мечети башнями, но и создана пространственная доминанта культового сооружения в городской застройке. Более столетия 67-метровый «трехбалконный» минарет оставался самым высоким в османском зодчестве, и конструкция его трех винтовых лестниц, каждая из которых вела к своему балкону, оставалась уникальной.
Мечеть Ибн Тулуна
В 860-е годы полководец Ахмад ибн Тулун, отправленный в Египет для укрепления власти аббасидских халифов, подавил восстания и подчинил местных эмиров, а затем захватил власть и даже основал новую династию правителей Египта — Тулунидов. Своей резиденцией он избрал городок Катай (ныне один из кварталов Каира), где в 876–879 годах возвел дворец, больницу и большую мечеть.
Образцом для постройки Ибн Тулуна стала мечеть в иракской Самарре — столице халифата Аббасидов, и в этом выразилась политическая претензия нового правителя, перенесшего в собственную столицу знаковый памятник своих сюзеренов. Прежде всего следование образцу заметно в башне (минарете), стоящей за пределами молитвенного двора со стороны, противоположной кибле. Как и его прототип в Самарре, минарет опоясан внешней лестницей как спиралью. В качестве строительного материала использован кирпич, обычный для зодчества Ирака, но редкий для средневековой архитектуры Египта, где не было недостатка в камне.
Здесь арабские мастера уже почти отказались от использования элементов античных и византийских зданий. Внутренние поверхности арок покрыты резным орнаментом, не повторяющимся в пределах здания; вся декорация мечети Ибн Тулуна на протяжении столетий служила предметом изучения для мусульманских художников.
Позже, в XIII веке, в центре двора был возведен фонтан для омовений в виде купольного павильона, который стал композиционным центром двора и новой вертикальной доминантой.
Планировочная особенность мечети Ибн Тулуна — внешняя стена, отгораживавшая периметр культового здания от жилых и базарных кварталов: между этой стеной и мечетью образуется особая П-образная открытая площадка (зияда), расширявшая пространство для праздничной молитвы и разделявшая потоки молящихся. Этот элемент также заимствован из мусульманской архитектуры Ирака.
Мечеть Султанахмет
Гигантская стамбульская мечеть, заложенная в 1609 году Ахмедом I в самом центре османской столицы, ознаменовала окончание «великолепного века». Здание возведено в историческом центре Константинополя на месте византийского ипподрома и Большого императорского дворца, напротив храма Святой Софии. Мечеть получила прозвище Голубая из-за облицовки интерьера изразцовыми плитками, в росписях которых преобладают синие и зеленые цвета.
Хотя по всем размерам мечеть Султанахмет уступает Святой Софии, благодаря постановке на возвышенности, своему высокому цоколю и архитектурным пропорциям она кажется превосходящей византийский памятник, который был для османских мастеров ориентиром и объектом своеобразного «соревнования возможностей». Снаружи центральный купол, полукупола, конхи и угловые купольные барабаны мечети создают впечатление пузырящейся массы, растущей вверх и образующей пирамидальный объем, доминирующий над исторической частью города.
Композиция купольного зала мечети представляет собой ренессансный тип храма-тетраконха Тетраконх — (от греч. tetra — «четыре» и «конха» — перекрытие в форме полукупола) — в раннехристианском и средневековом зодчестве тип центрического храма с четырехлепестковым планом., применительно к исламской архитектуре доработанному в середине XVI века великим турецким архитектором Синаном, учеником которого был и строитель Голубой мечети Мехмед Ага. Купол диаметром 23,5 метра с четырех сторон опирается на полукупола, образуя в интерьере четырехлистник и создавая ощущение идеальной симметрии и уравновешенности пространства. Световые проемы в основании купола и сводов обеспечивают ровное освещение по всему периметру огромного помещения.
Мечеть имеет шесть минаретов — на углах и молитвенного зала, и двора. По легенде, такое рекордное для своего времени количество башен появилось в результате ошибки: кто-то перепутал турецкие слова алтын («золото») и алты («шесть»). В то время шесть минаретов имела только Заповедная мечеть в Мекке, и, чтобы избежать обвинений в святотатстве, Ахмеду I пришлось сохранить приоритет главной святыни ислама и пристроить к мекканской мечети седьмой минарет.
Мечеть шейха Зайда
Мечеть, расположенная на острове Абу-Даби, названа в честь Зайда ибн Султана ан-Нахайяна — основателя Объединенных Арабских Эмиратов. Строительство ее было окончено в 2007 году, и мечеть сразу превратилась в одну из главных достопримечательностей ближневосточной страны.
Поскольку о каких-то особых традициях национальной культовой архитектуры говорить не приходилось, в международном конкурсе первоначально победил проект, основанный на мавританском стиле, однако позже было решено превратить строившуюся мечеть в своеобразную энциклопедию исламской архитектуры, и в проект были добавлены элементы арабского, персидского, могольского, османского зодчества. В результате сооружение стало отражать некие обобщенные представления о «типичном мусульманском здании», притом реализованные со всей доступной роскошью, соответствовавшей финансовым возможностям ОАЭ, и превратилось в хрестоматийный образец так называемого стиля 1001 ночи. Основным мотивом архитектуры мечети стала мавританская арка, для многих европейцев ассоциирующаяся с мусульманской культурой.
Мечеть Зайда следует дворовой планировке с поперечным залом и развитым входным порталом на центральной оси. Зал имеет плоское перекрытие, над которым возвышаются три широко расставленные необычные яйцевидные купола, поднятые на высокие световые барабаны. Малые купола таких же очертаний подняты над лучами звездчатых оснований барабанов, боковыми помещениями, галереями, напоминая зрителю об османских мечетях «великолепного века». По углам двора поставлены четыре минарета, высота которых немногим превышает 100 метров.
Хотя само здание построено из бетона с применением современных технологий, оно целиком облицовано белоснежным мрамором, являя образ миража в Аравийской пустыне. Все элементы декорации призваны контрастировать с белизной панелей: капители колонн, выполненные в форме кроны пальм, покрыты золотом; граненые стволы опор и арки входных павильонов инкрустированы растительным орнаментом из цветного камня (по образцу могольских культовых зданий), в мраморное покрытие двора также врезаны огромные цветы. Специально проложенные по периметру мечети каналы не только поддерживают микроклимат, но и создают отражения здания с рассчитанных точек зрения.
Интерьер молитвенного зала также поражает роскошью отделки: граненые подкупольные конструкции покрыты имитацией обычного для мавританской архитектуры стукового орнамента; счетверенные опоры с позолоченными капителями напоминают о сирийских памятниках; по стенам растекается инкрустированный орнамент из полудрагоценных камней. Пол мечети покрывает самый большой в мире ковер.
Особое внимание уделено освещению мечети: помимо семи огромных позолоченных люстр, источники света вмонтированы в опоры, карнизы и стену киблы. Освещение здания дополняется цветными фильтрами, меняющими цвет в зависимости от фазы Луны.
Мечеть в Абу-Даби стала прекрасным примером сочетания традиционных форм и современных технологий, продемонстрировав один из вариантов «современной мечети», однако оказывается вне стилистического развития национальных школ исламского зодчества. Она оказалась в первую очередь витриной ОАЭ, ослепляющей туристов роскошью, нежели новым словом в развитии мусульманской архитектуры.
Мечеть Сиди Укба
Присоединив Египет в 658 году к Арабскому халифату, полководец Сиди Укба ибн Нафи устремился дальше на запад Африки и основал в Тунисе опорный пункт следующих африканских завоеваний — город Кайруан (в переводе «караван»). В 670 году здесь была заложена большая мечеть, несколько раз расширявшаяся и перестраивавшаяся до IX века. Основным материалом для строительства был выбран кирпич, что заставило архитекторов использовать внешние контрфорсы, придавшие зданию вид неприступной крепости.
Кайруанская мечеть ознаменовала становление собственной магрибинской (арабо-североафриканской) архитектурной традиции Магриб — исторически земли между горными хребтами Алжира и Марокко и атлантическим и средиземноморским берегом. В переводе с арабского эль-Магриб — «страна, где заходит солнце» или «Запад».. Планировка здания следует уже отработанной в первые десятилетия ислама арабской схеме: открытый двор и нефная базилика молитвенного зала, — однако нефы получились не поперечными, как в мечетях Сирии и Египта, а продольными. Поперечным остался только неф, идущий вдоль стены киблы (направление на Мекку), и в сочетании с повышенным и более широким центральным нефом в плане мечети отчетливо читается литера Т (образующая две смысловые оси интерьера). На пересечении осей над михрабом установлен купол; еще один купол поднят над входом в молитвенный зал, и таким образом центральная ось мечети, ведущая к михрабу, стала отчетливо выразительной. Этот планировочный прием стал впоследствии обычным для мечетей мусульманского Запада.
Михраб, декорированный резными мраморными панелями и перламутровыми вставками, и резная деревянная кафедра (минбар) мечети Сиди Укба считаются одними из самых ранних памятников мусульманского прикладного искусства.
Семнадцать нефов интерьера образованы аркадами, держащими плоский деревянный потолок. Сложенные из кирпича арки опираются на мраморные колонны, взятые из римских и византийских зданий разного размера и с различными капителями, — очевидно, архитектурное единство мало интересовало магрибинских зодчих. Над аркадами центрального нефа сохранились рельефные фризы с растительным орнаментом, сделанные по византийскому образцу. Во дворе сохранилась гидротехническая система, позволявшая быстро осушать мощеный пол после дождей.
В кайруанской мечети впервые в мусульманской архитектуре использованы подковообразные арки, ширина которых больше, чем расстояние между пятами (основаниями). Подобные арки, названные мавританскими, стали ассоциироваться именно с исламской культурой, и в целом вся архитектура мечети повлияла на позднейшие исламские здания в Мавритании и Испании.
Мечеть Сиди Укба, в которой в Средние века функционировал исламский университет, является не только крупнейшей мечетью Северной Африки, но и самой почитаемой мечетью мусульманского Запада и объектом паломничества.
Минареты как символ ислама
Минареты всегда строились рядом с мечетью. Они представляли собой тонкие высокие башни с балкончиками. В зависимости от местности и исторического периода могли отличаться и виды минаретов, их пропорции, размеры и композиции. С минарета служащий мечети — муэдзин — призывал правоверных на молитву. На самый верх башни он поднимался по внутренней лестнице.
Мечети вместе с минаретами — яркий символ не только арабской архитектуры, но и стран всего мусульманского мира. Их орнаменты и мозаичные узоры завораживают, они соперничают своей красотой с дворцами правителя.
Дворцовые комплексы
Дворец Альгамбра, построенный в середине XIII — конце XIV веков, считается одним из чудес средневековой арабской архитектуры. Сам дворцовый комплекс состоял не только из дворцовых построек, сюда также входили:
- жилые дома;
- крепость;
- мечети;
- склады;
- бани;
- сады;
- кладбище.
Старейшая часть комплекса, Алькасаба, находится на западном склоне холма и является частью оборонительной системы. Наибольшее укрепление можно заметить в северной части, где находятся дворцовые здания. Создается ощущение, что башни «растут» на краю обрывистого ущелья. Основная башня — мощный Комарес квадратной формы и высотой 45 метров.
В дворцовую архитектуру органично вписывались зелень и вода. Интерьеры были оформлены керамикой, мозаикой и раскрашенным алебастром. Дворец снабжался чистой прохладной водой, которая шла по подземным водопроводам. Она наполняла его бассейны и фонтаны, струилась в специальных желобах в мраморном полу, проходила по саду и выходила в город.
Большой популярностью в архитектуре тех лет пользовались красочные декоративные украшения — арабески на арках и карнизах. Игра света и тени на сталактитах, колоннах и полуколоннах создавала просто фантастическое впечатление от дворца. Альгамбра считается одним из сокровищ мировой культуры.
Все это великолепие можно увидеть на картинках в учебниках по современному и древнему искусству арабской архитектуры и истории. О памятниках мусульманского искусства и о том, какое влияние они оказали на мировую культуру, можно узнать из рефератов и докладов, где о них все изложено кратко, но емко.
Мавзолеи умерших
Над могилами почитаемых лиц принято было возводить мавзолеи, венчавшиеся куполом. Одним из наиболее ярких примеров таких архитектурных сооружений можно назвать мавзолей Гур-Эмир. Он был построен в Самарканде в начале XV века. Доминантным здесь является гигантский ребристый купол, который нависает над большим барабаном цилиндрической формы.
Нижняя часть напоминает многогранник. Благодаря особенностям пропорций постройки барабан и купол занимают большую часть строения по высоте. Украшением для купола служат синие и голубые изразцы. В этом же стиле оформлен и барабан. Для архитектуры мавзолеев халифата характерны гармоничные пропорции, своеобразные формы и совершенство конструкций.
Городские постройки
В зависимости от того, каково было территориальное расположение арабских городов, отличался и их внешний вид, и внутреннее обустройство. Так, для юга более характерны высокие дома, так как упор велся на более компактную застройку. К примеру, в городе Фустат дома строились высотой в 5, 7 и даже 8 этажей. Первые этажи обычно были нежилыми. Численность жителей в таких домах доходила до 200 человек.
Обязательными составляющими иранских городов были цитадель (официальная городская часть, в которой имелось четверо ворот) и торговый квартал, где располагались базары. Дома же строились по определенному плану. И хотя они, как правило, были одноэтажными, зато количество помещений в каждом из них доходило до 50. Окна не повсеместно, но все же встречались. В них вставляли круглые цветные стекла диаметров 20−50 см. В богатой отделке был принят декор, сочетающий мозаику и облицовку мрамором.
Таким образом, даже гражданские сооружения по своему плану и конструкции в основном строились по аналогии с мечетями, отличаясь лишь в зависимости от назначения зданий. Улицы всегда были довольно узкими. По разным версиям, делалось это либо для укрытия прохожих от жары, либо для присоединения к домам большей территории для обустройства сада и двора. Между городскими кварталами возводились стены с воротами, позволяющими изолировать любую часть города от других при необходимости.
Отделочные материалы
▫ Потолок украшают росписью, многоступенчатыми конструкциями или декоративными панелями. Успешно используются кессонные потолки, многоуровневые с подсветкой или навесные мозаичные покрытия.
▫ Стены окрашивают или оклеивают обоями. При покраске используется один цвет или на влажную штукатурку наносится затейливая восточная вязь. На обоях должен присутствовать геометрический или растительный орнамент, имитация ткани. ▫ Полы принято отделывать плиткой или мозаикой. Размер плитки обычно небольшой, 10х10 см., и меньше. ▫ Для оформления оконных и дверных проемов используется дерево. Рамы из бруса, ставни и решетки придают особый акцент помещению. Чтобы жить в доме, оформленном в истинно арабском стиле, необходимо иметь особое мировоззрение. Восток — это нега, спокойный ритм жизни, комфорт, медленное течение времени, что в современном мире вряд ли возможно. Поэтому арабский стиль в интерьере требует уважительного и бережного отношения, внесения в жизнь определенных философских и религиозных традиций, ритуалов.
Декоративные предметы ручной работы
Трудолюбивые рабыни, привезенные арабами из дальних стран, неутомимо ткали красивейшие ковры, лепили и расписывали посуду, инкрустировали мебель деревянной или костяной мозаикой.
Все эти предметы предназначались для украшения дворцов и домов богатых падишахов и их приближенных. Со временем они стали неотъемлемой частью арабского стиля.
Сегодня сложно купить ковер ручной работы, поэтому его заменяют качественной имитацией. Ну а традиция украшать мебель мозаикой и расставлять на видных местах посуду, вазы, кувшины сохранились. На подиуме с подушками можно установить кальян, а на подоконник поставить клетку с птицей.
Освещение
Интерьеру в арабском стиле присуще богатое освещение: кованые люстры большого размера, различные светильники, настенные и настольные лампы, бра, канделябры. Все источники света имеют сложный дизайн и излучают загадочное золотистое сияние, что добавляет насыщенности цвету драпировок и интерьерных тканей. Неяркий, рассеянный свет обеспечивает интимную и расслабляющую атмосферу интерьера. Ароматические лампы с восточными пряностями заполняют воздух в помещении сладкими ароматами.
Восточные цвета интерьера
Восточный интерьер полон ярких и насыщенных оттенков, здесь нет бледного и невыразительного цвета. Это насыщенные сочетания тёплых тонов: красный, оранжевый и жёлтый, персиковый и малиновый, коралловый и темно-бордовый цвет. Акцент создаётся фиолетовым, зелёным, синим, бирюзовым или изумрудным цветом.
К такой палитре подходит отблеск золота, медного и бронзового цвета. Разграничивает цвета узоров черная краска. Для создания контрастных комбинаций используют добавления коричневого, бежевого и белого оттенков.
Пастельные тона современного интерьера уравновешивают динамичность арабского дизайна. Яркого цвета остаются немногочисленные детали.
Мебель в арабском стиле
В арабском интерьере не так много привычной для «Европеца» мебели. Вместо стульев, например, используются подушки. Кресла, диваны, оттоманки обязательно застилают пестрыми атласными покрывалами.
Изделия интерьера изготавливается из твердых пород дерева, украшаются резьбой и инкрустацией. Среди них обязательно присутствуют: — Низкий диван с просторным спальным местом; — Оттоманка; — Невысокие шкафы малой вместительности; — Множество тумбочек разнообразной формы, часто украшенные резьбой.
Окна и двери
В арабских дворцах узкие стрельчатые окна. В уже готовом современном доме можно просто сделать фигурную нишу перед большим окном или завесить все шторами, оформив окно как вход в шатер.
Дверь чаще всего отсутствует. Проемы завешивают коврами или тяжелыми шторами с красивыми узорами. Можно сделать резную деревянную дверь.
Текстиль
Текстильное оформление обозначено обилием подушек для сидения, разбросанных по полу. Их дизайн и расцветка различны, но наиболее популярными считаются изделия, украшенные восточными орнаментами и полосами.
Шторы изготавливаются из дорогих тканей: шелка, органзы, бархата: бордового, голубого, золотого, зеленого оттенков. Необходимым элементом декора являются ковры. Ими покрывают пол, стены, диваны, раскладывают друг на друга, расстилают или развешивают на любой свободной поверхности. Предпочтение отдается красным, золотым и желтым расцветкам.
Традиции предков
Арабские племена вели кочевой образ жизни. В интерьере это можно отразить импровизированным шатром, коврами, устилающими пол и многочисленными подушками разных видов, размеров и расцветок.
Шторы на окне должны быть с восточным рисунком, яркие. Ткани много и она собирается складками и завязывается внизу шнуром, образуя стрельчатую арку. Верхнюю часть широкого оконного проема можно украсить ламбрикенами.
В спальне над кроватью можно сделать балдахин в виде шатра из шелковой или тяжелей плотной ткани зеленого, бирюзового или бордового цветов с отделкой по краям в виде узора из позолоты. В гостиной его можно соорудить над диваном или оттоманкой.
Аксессуары
Что необходимо добавить в дизайн помещения для воссоздания в нем арабского образа? • Светильники. Они располагаются на стенах, на столах, спускаются с потолка. Материал изготовления – цветное стекло, ажурный металл.
• Посуда. Керамика, металл – из этих материалов изготавливаются наборы для воды и вина, кальяны, сосуды для омовения рук. Обычно они украшены инкрустацией и росписью. • Выгодно подчеркнуть изысканность помещения можно использованием ваз, сосудов, медных подносов, кальяна, музыкальных инструментов, шахмат, книг в богатом переплете, изделий из дерева и кованого железа.
Дизайн гостиной
Поверхности стен с нишами и потолок оштукатурены и окрашены в песочный цвет. На потолке дополнительно белые деревянные балки. Декоративные ниши – арки окантованы белой краской, украшенные внутри арабскими росписями.
Пол из тёмного паркета, покрытый натуральным ковром. Перегородку сделать в виде витража в деревянной раме. Главное место отдыха – «Г»-образный диван, где мягкие валики и много подушек.
Рядом инкрустированный столик с керамической восточной вазой и посудой для чаепития. Здесь же на тумбе место кальяна.
Отделка кухни
Стены или только фартук покрывают керамической плиткой. Изумрудные, бирюзовые, синие или жёлтые узоры по светлому фону. На полу светлая с голубыми каплями плитка.
На столе керамическая поверхность и арабеск, рядом деревянные резные стулья, обитые бежевой тканью. Как дополнение – арабский чайный сервиз, керамическая посуда и вазы.